Найти в Дзене

"Барышня-крестьянка": новая жизнь пушкинского сюжета

Видение художника, создающего «иллюстрацию» к какой-нибудь книге, бывает очень своеобразным. А уж если речь идёт не просто об иллюстрации, а о мстёрской живописи, становится особенно интересно. Пушкин и Мстёра – что может получиться из такого «тандема»?

Любомудрова Н.А. Шкатулка. Барышня-крестьянка. 1986 г. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Любомудрова Н.А. Шкатулка. Барышня-крестьянка. 1986 г. Из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника

На этой симпатичной шкатулке изображена одна из ключевых сцен повести «Барышня-крестьянка», входящей в «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Лиза Муромская решает переодеться в крестьянку и «случайно» встретиться с сыном соседского помещика Алексеем Берестовым. Переодевание нужно для того, чтобы сохранить инкогнито: отцы молодых людей во вражде… Но познакомиться со свежим человеком, да ещё предметом воздыханий и сплетен всех окрестных барышень, Лизе очень интересно.

Чистяков Ю.Г. Барышня-крестьянка // https://artnow.ru/
Чистяков Ю.Г. Барышня-крестьянка // https://artnow.ru/

И вот перед нами сцена знакомства. Всё вроде бы по Пушкину:

«…вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: «Tout beau, Sbogar ici...» и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, – сказал он Лизе, – собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, – сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, – боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, – сказал он ей; – ты мне позволишь идти подле себя?» – «А кто те мешает? – отвечала Лиза, – вольному воля, а дорога мирская». – «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке)».

И собака есть, и молодой охотник пристально смотрит, и кузовок на верёвочке в наличии… Так – да не совсем так. На шкатулке есть несколько очень интересных (и не совсем пушкинских) деталей.

Давайте обратим внимание на костюмы героев. На Алексее куртка с бархатным воротником, белоснежная рубашка, жилет, сапоги с ремешками, штаны, фуражка и шейный платок, причём, кажется, даже с кружевами.

-3

Ну, рубашка и платок вкупе со щегольскими сапогами, предположим, указывают на то, что он именно «барин», а не крестьянин. А вот куртка на нём скорее домашняя, нежели охотничья, и более позднего времени. Зато бархатный воротник явно служит той же цели, что и франтоватый платок. И самое забавное, что костюм его очень напоминает костюм молодого охотника из картины Василия Перова «Охотники на привале».

В.Г. Перов. Охотники на привале. 1871 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
В.Г. Перов. Охотники на привале. 1871 г. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Не менее, а то и более интересна одежда Лизы Муромской…

З. Сазонова

Барышня-крестьянка... Барышня-цыганка?

Карантин пока продолжается, но когда-нибудь (надеемся, что уже вот-вот) это закончится – и мы будем ждать вас в экспозициях Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!