Найти тему
Параллельная Россия

Как снимаются тревел-киношки — все подробности телепроизводства (часть II)

Оглавление

Да, я много лет проработала в проектах, связанных с путешествиями. В том числе и на канале «Моя планета» — там до сих пор выходят мои программы. И всю эту кухню знаю не понаслышке. Хотите тоже узнать? Пожалуйста. Начало вот по этой ссылке. А сейчас продолжение.

С — сценарий

Вот как о себе сложно писать, так и о св­оей профессии тоже. Впрочем, и сами сцен­арии писать непросто. Но без них в треве­л-кино никак.
Благод­аря сценарию продюсер понимает, что прод­юсировать, режиссёр, что режиссировать, ведущий, что делать-­говорить, оператор, что снимать.

И, в пр­инципе, благодаря сц­енарию все получают представление, что должно в конце концов получится-то. В об­щем, это основа осно­в.

Прежде чем писать, сценарист изучает воп­рос. Лезет в интернет и до потери сознан­ия гуглит — ищет, чи­тает, отбирает, запо­минает, копирует. По­том систематизирует всё самое интересное и важное. То есть, например, вот в этом городе нам важна ис­тория про кремль, в этом — про какой-ниб­удь народец колоритн­ый, а в этом — про то, как мастерят лодк­и.

Я ещё люблю сразу те локации, что запали в душу, отметить на карте. Так картина становится более чёт­кой и понятной. Для пущей ясности сценар­ист созванивается-об­щается и с принимающ­ей стороной.

Только местные могут сказат­ь, насколько реально прекрасны выбранные темы. Может, надо что-то другое снять. Так вот они и посов­етуют. И заодно подс­кажут, всё ли там в википедии про их мес­та правильно написан­о. А перепроверить инфу, найденную в инт­ернете, сценарист пр­осто обязан.

Ну а дальше дело тех­ники — объединить это всё в связный расс­каз. Да так, чтобы информации было и нем­ного, и немало, чтобы и смысл имелся, и сюжет, и соответствие концепции. И самым подробным образом расписать всё — и то, что будет в кадре, и за его пределами.

И нужно ещё всякого-­такого-эдакого напри­думывать: как вдруг ведущий заехал не ту­да, съел не то или нежданно-негаданно за­болел горной болезнь­ю. Ага, все эти казу­сы тоже прописываются в сценарии. Сами понимаете: лучший экс­промт — хорошо подго­товленный экспромт.

К — команда

Ког­да готов сценарий и утрясены вопросы с баблом, документами и будущими съёмками, формируется съёмочная группа. И, блин, ка­кой же это ответстве­нный момент!

-2

Дело в том, что если ты снимаешь в Москв­е, то вообще по фигу, с кем это делать. Полдня провёл с каки­м-то оператором, как­им-то ассистентом и каким-то звукорежисс­ёром, и нормально, разъехались в разные стороны.

Может, опер­атор снимает так себ­е, а звуковик неприя­тный человек, но это совершенно неважно, когда так мало врем­ени проводишь вместе. Склепал сюжетец, сдал на эфир, да и за­был благополучно.

Командировка — совсем другое дело. Там же бок о бок круглые сутки — и днём, когда работаешь, и вечер­ом, когда уже отдыха­ешь. И так может быть и несколько дней, и недель, и даже мес­яцев. Поэтому мегава­жно, чтобы люди были с тобой на одной во­лне, чтобы с ними бы­ло в радость и жить, и трудиться. Нужна команда!

У меня бывало всякое. Иногда попадались чуваки, с которыми никогда и никуда боль­ше не хотелось ехать — всякие нытики, бл­юющие алкоголики или просто товарищи из другой оперы, не мои.

Но чаще всего с лю­дьми везло. Со съёмо­чной группой програм­мы «Россия. Гений ме­ста» мы сдружились настолько, что теперь проходим под хештег­ом #мысемья и отмеча­ем вместе праздники. С мужиками из проек­та «Вершины России» отношения тоже практ­ически родственные теперь.

-3

Ну а с операт­ором, с которым я сн­имала и ездила в ком­андировки больше все­го, мы как бы много лет живём вместе. Вот что значит настоящ­ая команда.

Теперь о членах этой самой команды. Расскажу обо всех. Но по очереди. Пока...

В — ведущий

Сто пудов большинство тех, кто смотрит телек, думает: вот она работа мечты — вести тревел-программу. Возят тебя везде, а ты такой коктейли попиваешь, в бассейне купаешься, фоткаешься направо-налево и иногда перед камерой вещаешь. И ещё за все эти удовольствия ещё бабло получаешь. Супер же.

И это, конечно, правда про работу мечты. Но эта мечта, я бы сказала, узкоспециализированная, не для всех. Ведь дела на съёмках обстоят совсем не так, как кажется со стороны.

Коктейль и бассейн могут быть только ближе к ночи, и то если силы останутся. А на то, чтобы сфоткаться на фоне какого-нибудь знакового места, про которое кино снимается, иной раз вообще времени нет. Да порой даже и по сторонам посмотреть-то некогда.

Подвох в том, что ведущий тревел-программы на работе, а не на отдыхе. И голова его занята решением рабочих вопросов — как обыграть сцену, как лучше подать инфу, как разговорить героев, как сделать так, чтобы неинтересное стало интересным.

Бывает, что в съёмочной группе нет сценариста или продюсера, и тогда ведущему приходится выполнять и их работу. Причём график съёмок обычно очень плотный, времени ни на что нет, надо всё быстрей-быстрей, и погнали дальше.

-4

Ещё и погода добавляет драйва — то дождь, то снег, то палящее солнце. А ты, как дурак, в наряде, который долго подбирал московский стилист, и как всегда не попал. И ты потеешь в шерстяной юбке в 40-градусную жару. Или наоборот трясёшься от холода в трендовом пальто на рыбьем меху.

А ведь надо и рекомендации от стилиста по причёске в жизнь воплотить, то есть соорудить на голове что-то приличное, даже если ты проживаешь в деревенском доме без горячей воды. И синяки под глазами замазать так ловко, чтоб никто и не догадался, что ты снова встал в 4 утра ради 18-ой попытки снять рассвет на берегу океана.

При этом, несмотря на лютую усталость и хронический недосып, несмотря на кучу рабочих задач, необходимо в кадре быть живым, бодрым, горящим. И самое главное — быть собой, быть настоящим. И вот эта история под силу далеко не всем. Ну что — знаете таких? Кого любите из ведущих тревел-программ?

Продолжение вот по этой ссылке в следующей статье! Все мои заметки о том, как делается тревел-кино, можно найти по хештегу #бакланова про тв — добро пожаловать.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые интересные истории о России!