В эфире рубрика "Словарь художника", и сегодня мы поговорим об одном интересном словосочетании.
Станковая живопись — та, которая создается на мольберте.
Несколько раз слышала, что ударение ставят на первый слог, но это неверно. Ведь станок — тот же самый мольберт, поэтому и живопись станковая.
Станковая живопись (и в этом ее главная характерная черта) воспринимается вне зависимости от ее окружения. Чего нельзя сказать о монументальной живописи. Например, фрески на стенах Сикстинской капеллы мы не можем себе представить вне архитектурного контекста, они составляют единое целое с ренессансным сооружением. Художники не могли просто взять и закрыть глаза на особенности капеллы, она диктовала им свои законы.
Совсем другое дело, когда мы смотрим на картину на холсте, бумаге или ином материале. Ведь в такие моменты вы вряд ли задумываетесь над тем, как она вписывается в интерьер музея и сочетается ли с карнизом и паркетом. Не беспокоился об этом и художник. Конечно, у станкового произведения часто есть рама, которая связывает его с убранством помещения. И всё же они не срастаются в единое целое — каждый сам за себя.
Пишите в комментариях, о чем хотели бы прочитать в моем блоге в следующий раз! Постараюсь удовлетворить все ваши просьбы (или, по крайней мере, большинство).