Например, мало кто знает, что самым первым местом работы Агнии был магазин «Одежда», где 15-летняя девчонка трудилась продавщицей. Ещё одну профессию - токаря - поэтесса освоила в годы Великой Отечественной, оказавшись в городе Свердловске.
Интересно также и то, что Барто - фамилия первого мужа Агнии Львовны. Павел Барто был литератором и, несмотря на то, что его брак с Агнией оказался не очень долгим, успел стать соавтором трёх стихотворений своей талантливой спутницы.
Барто против Чуковского
Одна из тайн, связанных с биографией Агнии Барто, - то, как детская писательница благополучно миновала встречи с репрессионным маховиком, не щадившим, увы, никого.
Не секрет: в 1930-е тучи над головой Агнии сгущались вовсю. На страницах центральных газет вдруг начали появляться критические статьи, посвящённые автору «Уронили мишку на пол», которые кричали: «Барто сочиняет псевдосоветскую литературу».
Подобные публикации обычно не сулили ничего хорошего... Но Барто, к удивлению многих, уцелела. Более того, поэтесса вскоре сама оказалась в числе подписантов открытого обращения с обличениями поэта Корнея Чуковского...
Автора «Мойдодыра» и «Мухи-цокотухи» обвиняли в множестве грехов, в числе которых значилось злостное «неуважение к людям рабочих профессий» (в частности, трубочистов, которых Чуковский посмел называть «нечистыми»).
О Троцком и тяжёлой жизни в Америке
Откликнулась Агния Львовна и на новость о разоблачении зиновьевско-троцкистских вредителей. Гневный и яростный комментарий Барто по поводу врагов, опубликованный на страницах центральной прессы, - красноречивый документ своей эпохи.
Как, впрочем, и некоторые стихи того времени. Помимо ставших классикой детских стихотворений поэтессы в её творчестве можно отыскать и совершенно пропагандистские вещи, к примеру, рассказывающие об ужасах американской жизни. Многим таким произведениям, несмотря на их несомненные художественные достоинства и авторские находки, в современных сборниках просто нет места. В том числе - и стихам о советском вожде...
Стихотворение из сборника за 1948-й год
Найти их можно лишь в раритетных поэтических изданиях. Например, в «Избранном», которое издательство «Советский писатель» выпустило в далёком 1948-м году.
В стихотворении «Письма Сталину» Агния Львовна рассказывает о посланиях, летящих к руководителю государства со всех концов Союза.
- Пишет Сталину Саратов,
Рапорт шлёт ему Донбасс.
Утром, письма распечатав,
Он найдёт письмо от нас, - писала Барто.
Повествование велось от имени двух мальчишек, только-только планирующих свою жизнь, но мечтающих плавать на подводных лодках, прокладывать дорогу на полюс, добывать магнитную руду...
«Я в честь родного Сталина ребёнку имя дам»
«Имя» - ещё одно стихотворение из сборника. Оно также написано от лица маленького советского мальчика.
У него родился брат, которого мама решила назвать в честь товарища Сталина.
- Давно я имя выбрала, -
Сказала мама нам. -
Я в честь родного Сталина
Ребёнку имя дам.
Впрочем, юный гражданин Страны Советов сомневается: а стоит ли? Вдруг брат не оправдает высокого имени?
И вот он уговаривает маму повременить с принятием такого решения. Впрочем, женщина расставляет все точки над «i»...
- Но это имя выбрано
Одно из всех имён,
С таким хорошим именем
Хорошим будет он.
Узнаваемый авторский стиль. Непривычная для современных мам и пап, а также их чад тематика. Которая, впрочем, была обязательной для сборников поэзии начала 1950-х, когда стихи о вожде были важным условием для того, чтобы «Избранное» увидело свет...