Магический реализм считается поджанром фантастики. Иногда его смело сужают до поджанра фэнтези и даже считают, что "магический реализм" - это такой типа умный тэг, который придумали фантасты, не желающие "позориться" под фэнтези-ярлыком. Однако не стоит поспешно измерять всё общим фантастическим аршином. У этих направлений есть ряд существенных отличий.
Во-первых, магических реализмов много. Основной его корпус, латиноамериканский магический реализм - уже сам по себе "химера": он (как и, к примеру, культ вуду) расцвёл на стыке двух разных мифологических парадигм - христианства и индейских мифов. При этом ему уже отлично проложили дорогу Гофман и Гоголь, Кафка и Платонов, романтически настроенная мистика XIX века и разочарованная, экзистенциальная мистика века двадцатого. Но если из гофмановско-лавкрафтовской шинели вышли Льюис, Толкиен и Роберт Говард, то магический реализм скорее идёт по следу сюрреалистов и психоаналитически подкованных модернистов - с фэнтези они развивались параллельными курсами, и истории рассказывают совсем разные.
Второй момент: магический реализм, как и фэнтези, активно заимствует фольклорные и мифологические элементы. Однако фольклор и миф в магическом мышлении народа - это всегда железная логика, ясные закономерности и законы, за нарушение которых - смерть, неудача, белый хлад и древнее зло в горах. Этого же принципа придерживается и основная часть фэнтези-литературы. А в магическом реализме фантастический элемент следует прихоти рассказчика - часто неосознанной. Здесь возможно всё, в нарративе царит хаос сновидения.
Магический реализм - он о людях, и фантастическое, безумное, невероятное в его ткани всегда берётся из людей. А фэнтези - о мире, либо о нашем, но с чётко прописанным фантдопом, либо о каком-то мире "не здесь". Фантастика творится давным-давно, в далёкой галактике, в постъядерном будущем или во вселенной восемнадцати вольфрамовых пиломечей.
Магический реализм - он потому и реализм, что он точно отражает настоящее. Реальность в нём не иная, а скорее - двойная. "Поэтическое ощущение реального опыта", "heightened awareness" (повышенная чувствительность, внимательность) - из этих определений литературоведов можно сделать вывод, что сейчас практически любой талантливый, глубокий текст если не заступит за черту магреализма, то подойдет к самому его краю.
"Магическая" его часть - не столько про магию, сколько про юнгианскую "тень", про всё то, что человек старательно выпихивает из себя в "потустороннее", в мистику, не желая признавать частью своей личности. И подход к мифу здесь скорее юнгианский: как к исполнению тайных желаний, к борьбе со страхом, к диалогу сознательного и бессознательного. В фэнтези же подход к мифу скорее обрядовый, жреческий: роль канона играет литературный канон, роль ритуалов - тропы, и автор "исполняет" их для достижения нужного эффекта, то тщательно соблюдая, то переосмысливая и деконструируя.
Авторы направления магический реализм:
Габриэль Гарсия Маркес, Хорхе Луис Борхес, Алехо Карпентьер, Исабель Альенде, Милорад Павич, Харуки Мураками, Салман Рушди, Орхан Памук, Одри Ниффенеггер, Гюнтер Грасс, Ольга Токарчук, Алексей Иванов, Мариам Петросян и многие другие.
~*~*~
Если понравилось - посмотрите ещё Как найти в книге "абажур"? и забегайте пообщаться в книжный клуб в дискорде.