«Убийство в Восточном экспрессе» – это один из лучших романов Агаты Кристи про знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. В нем королева детективов использовала свои самые известные приемы развития интриги и нагнетания саспенса: преступление в закрытом пространстве, наличие ограниченного круга подозреваемых, несколько версий следствия и, наконец, неожиданная развязка, которая ставит в тупик как читателей, так и самих действующих лиц.
В основе сюжета – странное и ужасное убийство американца Рэтчетта в вагоне поезда-экспресса, который по необычному стечению обстоятельств оказался заполнен людьми разных национальностей и профессий. По ходу расследования Пуаро выясняет, что все эти пассажиры – родственники и знакомые, решившиеся на коллективную месть Рэтчетта за убийство им маленькой девочки.
У каждого из убийц были серьезные причины для преступления. По вине Рэтчетта они потеряли близких людей, пережили унижение семей, публичный скандал, несправедливые обвинения, в то время как американец избежал наказания и, взяв чужую фамилию, вел почти джентльменский образ жизни. Желая исправить медлительность правосудия, герои выносят убийце смертный приговор и сами приводят его в исполнение.
Но несмотря на все старания автора объяснить поведение пассажиров Восточного экспресса, нравственный аспект их действий вызывает много вопросов. Во-первых, участие в убийстве женщин (в том числе, – престарелой княгини) пугает и вызывает ужас: читателю трудно представить, что миловидная молодая гувернантка и респектабельные пожилые дамы участвовали в этом страшном деле. Во-вторых, коллективная уверенность заговорщиков в своей правоте настораживает: никто из них ни на минуту не усомнился в справедливости возмездия и самосуда. А между тем жестокое убийство Рэтчетта (герои усыпили его и нанесли множество ножевых ранений) заставляет усомниться в правомерности их действий.
Тот факт, что эти люди решились на столь опасное и изощренное преступление ночью в закрытом вагоне, доказывает, что они нравственно опустошены и не вполне отдавали себе отчет в собственных действиях. Преступление было спланировано почти идеально, однако сами убийцы были явно ослеплены собственным горем и не думали о последствиях. Похожим образом действовал судья в другом известном романе А. Кристи «Десять негритят»: он был так одержим мыслью покарать ускользнувших от суда людей, что по достижении своей цели покончил жизнь самоубийством.