Найти тему

Как выглядела Клеопатра и чем влияла на людей?

"Красота ее была не тою, что поражает, зато обращение отличалось неотразимою прелестью... ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившем в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу".
Плутарх

Клеопатра умерла за 30 лет до рождения Иисуса в 30 г. до н.э. Последняя царица Египта, этого древнего чудовища-долгожителя закрыла глаза, чтоб предстать перед богиней Исидой - матерью фараонов, а Египет в этот момент стал провинцией Рима.

Эта женщина, как магнит, притягивает нас сквозь века. Почему?

Возможно потому, что всегда интересно как же человек (а особенно женщина), обладая изначально не очень хорошим набором условий для развития, все-таки развивается и достигает своих целей.

Да, возможно, не всегда красивым образом.
Да, вгрызаясь в плоть обстоятельств, разрывая на части другие судьбы, заставляя людей служить себе. Но не Клеопатра придумала этот мир и правила игры. Она играла с тем набором инструментов, который ей достался при рождении. И играла блестяще.

 «Цезарь и Клеопатра», Англия,  1945г. Эта экранизация была снята по пьесе Бернарда Шоу при его жизни. Режиссер Гэбриела Паскаль долго снимал и переснимал Вивьен, и, посмотрев окончательный вариант, сказал: «Она абсолютно не подходит!». А нам нравится. Такой и могла быть 22летняя Клеопатра при встрече с бывалым Цезарем.
«Цезарь и Клеопатра», Англия, 1945г. Эта экранизация была снята по пьесе Бернарда Шоу при его жизни. Режиссер Гэбриела Паскаль долго снимал и переснимал Вивьен, и, посмотрев окончательный вариант, сказал: «Она абсолютно не подходит!». А нам нравится. Такой и могла быть 22летняя Клеопатра при встрече с бывалым Цезарем.

Как выглядела эта женщина, которую не очень-то любили историки периода Римского Египта, демонизируя ее образ? Зато лелеяли художники всех времен. Особенно их вдохновляла, почему-то, не жизнь Клеопатры, а именно ее смерть.
Чего она хотела? Только ли погоня за удовольствиями двигала третьей дочерью Птоломея XII, которую Данте поместил во второй круг ада? Ее, вечно хотящую славы, и солнца, и внимания - на тот круг ада, где никогда нет света и только два вихря раздирают воздух. Куда попали и Елена Прекрасная, и Тристан, и Семирамида, и наша "грешная блудница", как ее называет Данте. И никто никого не слышит, только "адский ветер, отдыха не зная" вечно мучит души "погубленных жаждой наслаждений".
Как выглядела? Внешность царицы была далека от классических канонов красоты и по современным меркам, и по эллинским. В жилах ее текла кровь не египтян, а греков.
Все отмечали нежную шелковую кожу Клеопатры. Нежный завораживающий голос (говорят, что когда она хотела очаровать мужчину, то появлялась не сразу, а сначала заговаривала с ним из-за ширмы). И, сначала вкрадчивую, а затем все более властную, почти магнетическую силу взгляда.

Фрагмент картины "Цезарь и Клеопатра" Жана-Леона Жерома
Фрагмент картины "Цезарь и Клеопатра" Жана-Леона Жерома

Отмечают наблюдатели и большой, несколько нависающий нос. И широкий рот с узкими губами. И слишком глубоко посаженные глаза. Говорят, что рост был невысокий, а сложение несколько коренастное.
Но весь этот набор судьбой данных исходных "нос-глаза-рот" компенсировался ее манерой так говорить, так смотреть, так двигаться, что человек начинал чувствовать себя не просто очарованным, а загипнотизированным.
Обратимся снова к Плутарху: "Самые звуки ее голоса ласкали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраиваемый на любой лад". На любой лад... Не зря современники обвиняли ее в колдовстве и побаивались этой сирены.

Фрагмент картины Лоуренса Альма-Тадема "Встреча Антония и Клеопатры" 1885г.
Фрагмент картины Лоуренса Альма-Тадема "Встреча Антония и Клеопатры" 1885г.

Если рассматривать бюсты Клеопатры или смотреть на ее профиль на монетах, где изображение было исполнено точно при ее жизни, то первое впечатление - "это очень сильная женщина".
Есть несколько бюстов Клеопатры. Все они исполнены после ее смерти. Два их них называют наиболее правдивыми. Наш любимый, это античный бюст из Британского музея в Лондоне.
Обратите внимание, как по-разному выглядит лицо Клеопатры под разными ракурсами и с разным освещением.

Античный бюст. Британский музей в Лондоне.                          Строгость. Почти монета. Почти маска. Театр теней. Профиль, вырезанный из картона.
Античный бюст. Британский музей в Лондоне. Строгость. Почти монета. Почти маска. Театр теней. Профиль, вырезанный из картона.
Тот же бюст. Другое освещение. И уже мягкость, женственность. Страдальческий изгиб губ. Смирение во взгляде.
Тот же бюст. Другое освещение. И уже мягкость, женственность. Страдальческий изгиб губ. Смирение во взгляде.

А вот монета. Много ли передашь через изображение правителя на кружке металла. Чувствуется упорство и сила. Женской красоты тут нет.

Прижизненное изображение Клеопатры, Британский музей, бронзовая монета в 80 драхм.  Нос на месте.
Прижизненное изображение Клеопатры, Британский музей, бронзовая монета в 80 драхм. Нос на месте.

Хотя вот на этих изображениях можно узнать профиль красивой женщины. Не знаем как у вас, а у нас все-равно постоянно приходит на ум слово "упорство". Даже, когда смотришь на маленькое схематичное изображение. Может быть даже - упрямство.
Первые монеты, которые отчеканила Клеопатра были только с ее изображением. Брат ее, а на тот период жизни, ее муж, там отсутствует. Только Клео на аверсе и рог изобилия на реверсе. Чем и была вызвана первая смута в Александрии в начале ее правления.

Это упрямство еще сыграет роль в ее судьбе. И когда она задумает увидеться с Цезарем, чтоб донести свою точку зрения до этого влиятельного и, тоже магнетически устроенного, мужчины.
И когда она будет спорить по всяким пустякам с Марком Антонием, то переодеваясь в простолюдинку, чтоб, не уступая ему ни в чем, шататься пьяной вместе по ночным улицам Александрии.
Быть избитой. Антония тоже избивали на этих улицах до потери сознания. Но, видимо, адреналин того стоил. Антоний понимал, что только эта женщина, готовая на все, упрямая как сто демонов, может править его вселенной.

Эжен Делакруа "Клеопатра и крестьянин" 1838г.
Эжен Делакруа "Клеопатра и крестьянин" 1838г.

Чего стоит только фокус с "ужением рыбы", где Антоний хотел посмеяться над Клеопатрой, а вышло наоборот. Или известный случай с пари, что Клеопатра съест за ужином продуктов на десять миллионов сестерциев. Вот с этого следующую статью и начнем.
Первая статья о Клеопатре и ее отце - вот тут "Как остаться на троне, если ты весь в долгах".
СТАВЬТЕ ЛАЙК, ЕСЛИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на КАНАЛ и читайте продолжение!

Читайте: Екатерина Медичи. Чем удивила она на свадьбе и чему удивилась сама.
Ужасная смерть принца Мазо и тени, которых он боялся.

-10