Данная хатун весьма далека от образа традиционной восточной женщины. Женщина-воин, смелая, решительная, не наделенная ярко выраженными умственными способностями – такой мне видится Михриниса. «Смешались в кучу кони, люди…» - это о бардаке в голове героини.
Михриниса четко представляла себе картины будущего, но никогда не задумывалась об их последствиях. Вступая на путь государственного переворота, она и мысли не держала о том, что может быть со всеми его участниками в случае неудачи.
О самой неудаче Михриниса тоже не думала, ее набор движений был исключительно поступательным – вперед, а дальше что-нибудь придумаем. Михриниса полюбила шехзаде Мустафу и стала его тенью наперекор здравому смыслу.
Любовь пиратовой дочери была разрушительной. Для блага Мустафы Михринисе стоило держаться от него подальше, чтобы не навлечь беду на любимого человека. Но правила поведения шехзаде были столь же далеки от Михринисы, сколь от самого Мустафы. В этом они, несомненно, похожи.
Девица добилась совершенно нежелательного для Мустафы никаха. Она стала путеводной звездой шехзаде, которому более требовался человек, способный удерживать от безрассудных поступков. По воле судьбы на этом месте оказалась еще более безбашенная супруга.
Моменты для «стоянки мозга» и обдумывания у Михринисы были. В первую очередь – рождение шехзаде Мехмеда. Материнство обязано было поставить разум женщины на место и заставить ее думать о будущем мужа и ребенка, беречь свое счастье.
В случае с Михринисой материнский инстинкт сработал очень медленно. Она не только не удерживала Мустафу, а подталкивала его к гибели, считая это то ли долгом перед Османской империей, то ли благим делом. Должница империи наперекор самому шехзаде благословляет его сообщников на вооруженный переворот, в котором сам Мустафа не собирался участвовать.
В ожидании известий она вместе с Махидевран Султан предается сладким мечтам о жизни в Топ Капы. Только после известия о казни супруга Михриниса начинает видеть продолжение своей жизни в сыне, а не в размахивании саблей.
Горе Михринисы очень понятно – она теряет сначала любимого мужа, а затем сына. Но обе эти страшные потери были частично запрограммированы ею самой. Либо перевороты, либо спокойная семейная жизнь, третьего варианта здесь не видно.
Второй удар мог и не случиться, если бы предводительница каманчей запретила заговорщикам втягивать сына в политические игры. Восстание был настолько обширным, что его участники не могли остановиться даже после казни шехзаде Мустафы. В Стамбуле звучали крики о том, что трон должен занять его сын. Сторонникам Мустафы было уже все равно, кого сажать на трон – лишь бы не останавливаться в благородном движении.
Движение было остановлено, а Михриниса Султан лишилась сына. Она приезжает в Топ Капы вместе с Махидевран Султан. Зачем туда полезла Махидевран – мне не очень понятно. У Михринисы была, как всегда, благородная цель – отомстить всем.
К списку лиц, коим предстояло снести головы, по мнению Махидевран Султан, Михриниса добавляет Султана. Если бы это было сказано корейской рабыней, накануне попавшей во дворец, я бы поняла. Но дочь Барбароссы, хоть и неизвестно, где росла, обязана была иметь представление о том, кто такой Султан Сулейман.
Хорошо, что это случилось в присутствии Фатьмы Султан, побледневшей от таких слов. Довольно твердо она указывает мстительнице на то, что падишах волен делать то, что хочет, и даже обсуждать его действия – преступление. Месть падишаху отменяется.
Разумеется, обезумевшая от горя Михриниса, еще больше расстроилась от того, что нельзя отомстить повелителю. Скорее всего, этот облом и стал для нее последней каплей. Жить незачем, раз всех потеряла, и нет возможности отомстить.
Первую часть я могу понять – действительно, после такой утраты наступает ощущение, что жизнь закончилась. Но упорное желание мести после затеянного бунта слабее доступно моему пониманию.
Михриниса еще побродила с кинжалом по дворцу, потом выступила с обличительной речью перед Хюррем Султан и свела счеты с жизнью на глазах у всех.
Причиной этого была любовь к шехзаде и сыну и горечь утраты. О том, что Михриниса сама не уберегла свое счастье, я уже сказала. Во дворец она явилась с целью либо самой убить падишаха, либо поручить это дело другому лицу. Скорее всего даже после долгожданной мести Михриниса сделала бы то же самое.
Всегда рада комментариям, лайкам, подписке.