Найти в Дзене
Кладовая Клио

Гринвич - точка отсчета

Гринвичская обсерватория
Гринвичская обсерватория

Историки считают, что Англия обязана строительством Гринвичской обсерватории Людовику XIV. Английский государь Карл II будто бы позавидовал обсерватории, которую возвел в Париже Король-Солнце и немедленно отдал приказ о строительстве аналогичного здания поблизости от Лондона.

«Случайность ускорила строительство обсерватории»

Неизвестно, так ли это на самом деле, но для строительства также были и вполне серьезные причины. Англии приходилось постоянно поддерживать статус «владычицы морей».

Одним из важнейших вопросов мореплавания оставался способ определения местонахождения кораблей в открытом море. Множество раз мореплаватели попадали не туда, куда хотели или вовсе терпели крушение из-за отсутствия информации о том, где же, собственно, находится их судно.

Разрешить эту проблему помог случай. В начале марта 1675 года математик Джонас Мур, человек разносторонне образованный и стремящийся, по его собственному признанию, «избавить научные достижения от забвения», привел для доклада к королю своего ученика Джона Флемстида.

Джон Флемстид
Джон Флемстид

Тот не стушевался перед лицом монарха, изложил ему свои соображения о расчетах долготы и был так убедителен, что Карл уже 4 марта подписал указ о назначении Флемстида «астрономическим наблюдателем».

Ему вменялось в обязанность «немедленно…заняться исправлением таблиц движений небесных тел и положений опорных звезд, которые дадут возможность определять столь желаемую долготу местонахождения ради совершенствования искусства навигации».

Для наблюдений король повелел построить обсерваторию. Видимо, полагая, что ученый, как и поэт, должен быть голодным, Карл положил Флемстиду жалованье всего 100 фунтов в год и буквально велел ни в чем не отказывать ни себе, ни храму астрономической науки.

Места для строительства предлагались разные, но генерал-топограф Кристофер Рен, отвечавший за строительство, предпочел разместить обсерваторию в Гринвичском замке. Замок находился довольно далеко от Лондона, зато располагался в центре королевского парка, на холме с видом на Темзу.

Замок недолго думая разрушили, и на его месте принялись возводить уникальное здание. Надо отметить, что и здесь король проявил бережливость: отдавая приказ о начале строительства, он специально подчеркнул, что сумма расходов не должна превышать 500 фунтов.

Чтобы не превысить бюджет, стройка шла в режиме жесткой экономии. Для нового здания использовали фундамент замка, дерево, железо и свинец взяли из развалин сторожки в Тауэре, кирпич – из форта в Тилбури, дерево для большого телескопа позаимствовали в Военно-морском управлении.

Чтобы покрыть расходы, продали 690 бочек старого негодного пороха из Портленда. Но, невзирая на эти трудности, всего через год с небольшим, в сентябре 1676 года Джон Флемстид провел в стенах Гринвичской обсерватории первые наблюдения.

«Для наблюдений и немного для славы»

Обсерватория была основана прежде всего с целью составления точных каталогов положений звезд и таблиц движения Луны. Но для этих вычислений нужно было сначала доказать, что скорость вращения Земли постоянна.

Для этого требовался уникальный инструмент – как можно более точные маятниковые часы. Изготовленный лучшим часовщиком Томасом Томпионом, механизм разместили в Главном зале обсерватории. Часы называли Главными, поскольку на тот период они были самыми точными в мире.

Если бы можно было пользоваться при вычислениях интервалами солнечных суток, с появлением в обсерватории Главных часов Флемстид оказался бы всего в шаге от решения своей задачи. Но продолжительность солнечных суток меняется в зависимости от времени года, поэтому ученый опирался в расчетах движения земли на звездное время.

Вычислив продолжительность звездных суток, Флемстид смог с помощью ряда расчетов вывести среднее солнечное время и проверить идущие по этому времени Главные часы. А затем можно было делать следующий шаг: доказать, что Земля вращается вокруг своей оси с неизменной скоростью. Для практических навигационных целей расчеты Флемстида оказались поистине бесценны и успешно применялись следующие 250 лет.

Однако научная судьба его трудов не была столь же безоблачной. Карл II быстро охладел к «астрономическим делам», и Мур с Флемстидом вынуждены были оплачивать закупку инструментов и найм помощников из собственных средств.

Расходы между тем выходили немалые. Флемстид первым из астрономов стал постоянно использовать для измерений телескопы, вскоре в Гринвиче появились секстант экваториальной установки и 140-градусная настенная дуга, стоившие несколько сотен фунтов. Инструменты эксплуатировались чрезвычайно активно, всего же до конца своей жизни Флемстид провел около 28000 наблюдений.

Поскольку государство почти не субсидировало исследования в Гринвиче, Флемстид в конце концов стал считать свои открытия личной собственностью, и был очень раздосадован, когда правительство отказалось публиковать результаты расчетов без рассмотрения их авторитетной комиссией.

При посещении членов комиссии, в которую, кстати, входили Ньютон и Галлей, ученый предложил им осматривать в обсерватории все, что заблагорассудится, и только не заглядывать в библиотеку, где он занят работой.

«Звездный каталог» Джона Флемстида
«Звездный каталог» Джона Флемстида

Однозначных выводов комиссия так и не сделала, тем не менее в августе 1714 года королева Анна подписала закон о долготе, подготовленный Флемстидом.

Его трехтомная «Британская история неба» была опубликована лишь в 1725 году, после кончины астронома. Флемстид скончался, так и не увидев результата своих полувековых трудов, но обсерватория в Гринвиче продолжала действовать.

Спасение для моряков

Английское правительство интересовала, главным образом, практическая польза от деятельности Гринвича. Поэтому с 1766 года королевский астроном Невилл Маскелайн ежегодно публиковал «Морской альманах» - расчеты приборов обсерватории для использования в навигации.

Смысл издания заключался в том, что в нем печатались таблицы лунных расстояний на весь год, сокращавшие время навигационных расчетов для штурманов в среднем с 4 часов до получаса.

Таблицы, напечатанные в альманахе, базировались на гринвичском меридиане, поскольку по нему определялась долготная сетка на сухопутных и морских картах. И когда назрела необходимость установления международного нулевого меридиана для отсчета времени и долготы, для этой цели выбрали именно меридиан Гринвича.

Тем самым была формально признана уже сложившаяся фактически ситуация: более 72% мировых судов пользовались навигационными картами с долготой, рассчитанной от Гринвича.

В Гринвиче же были проведены первые испытания морского хронометра – особо точных часов, изобретенных часовщиком Гаррисоном.

Первый хронометр работы Гаррисона
Первый хронометр работы Гаррисона

Хронометр позволял вычислять долготу по разнице между местным временем астрономического события (например, восхода солнца) и временем того же события на нулевой долготе Гринвича. После испытаний и некоторой доработки хронометр сделался обязательным прибором на палубе любого морского судна.

В первой трети XIX века обсерватория Гринвича решила еще одну серьезную проблему мореплавания. Для навигационных расчетов необходимо было знать точное время в пункте отплытия корабля и периодически проверять точность хода корабельного хронометра.

Перемещать хронометр считалось нежелательным, поэтому для его проверки использовали либо карманные часы, либо сигнал с берега, видный на борту корабля. Первоначально использовались только разовые сигналы: пушечный выстрел, спуск флага, вспышка сигнальной ракеты.

В 1833 году в Гринвиче решили исправить сложившееся положение: морякам разослали официальное извещение о том, что ежедневно в 13 часов по среднему солнечному времени со шпиля восточной башни Королевской обсерватории будет падать шар, по которому следует сверять время.

Сигнал подавался именно в этот час потому, что в полдень астрономы были заняты определением времени. Механизм, управляющий шаром, сохранился по сей день, но в 1852 году к падению шара начал подаваться электрический сигнал от Главных часов, а с 1960 года подъем шара обратно на башню стал автоматическим.

Интересно, что Гринвичский сигнальный шар долгое время служил показателем точного времени не только для моряков, но и для каждого лондонца, поскольку был прекрасно виден издалека.

Со временем Гринвичская обсерватория с ее нулевым меридианом сделалась еще и точкой отсчета для системы поясного времени. Эта система была введена в 1884 году, чтобы устранить одно неудобство: в пунктах с разной долготой местное время различалось.

Земной шар условно разделили на 24 часовых пояса, большинством стран границы поясов привязаны к государственным границам или внутреннему административному делению государства. Нулевой пояс, к которому относятся, например, Великобритания, Ирландия, Исландия, Португалия, имеет средним меридианом гринвичский.

Гринвич в наши дни

В 1950-х годах Королевская обсерватория съехала из стен Гринвича, и начиная с этого времени там работает целый музейный комплекс.

В него входит дом-музей Джона Флемстида, астрономическая галерея с интерактивными приборами, позволяющими каждому немного побыть астрономом, выставка истории хронометража, включающая коллекцию приборов для отсчета времени и конечно, знаменитый Гринвичский меридиан, разделяющий Восточное и Западное полушария.

Особая гордость Гринвичского музея – планетарий, где проводятся «звездные шоу» с использованием новейших цифровых технологий.

Прошли века, и Гринвич из мирового центра времени, площадки передовых научных экспериментов превратился в музей. Его будет интересно посетить каждому, кто хочет понять, сколько сил и времени было затрачено на разнообразные научные открытия, которые сейчас известны каждому школьнику.

Екатерина Кравцова