Найти тему
History by Инородец

Уроженцы Казанской губернии на фронтах Первой мировой войны

В первый год войны из Казанской губернии было призвано 12 123 новобранца – молодых людей 20-летнего возраста. Кроме них, подлежали мобилизации более 60 тыс. запасных солдат. «Несчастные солдаты – запасные, все до единого сорока лет», – говорится в одном татарском баите. В другом отмечается, что «хуже смерти призываться во второй раз».

Основную массу солдат составили крестьяне губернии. Военный призыв лета 1914 г. пришелся не только на период жатвы, но и на священный месяц Рамадан. «Запасные мусульмане горюют, что не могут исполнять уразу-пост», − сообщалось и в июльских номерах татарских газет.

За все годы войны из Казанского военного округа отправлено 7950 маршевых рот (около 2,4 млн. солдат и офицеров). Из Казанской губернии было взято в армию 290 тысяч человек (10,7% населения губернии). Это составляло 21,4% всех мужчин Казанской губернии или 44,8% трудоспособного мужского населения региона.

Ветеран Первой мировой войны - Ахманаев Илья (1875-1957), уроженец с. Родники Спасского уезда Казанской губернии. Фото: Музей родного края им. В.И.Абрамова.
Ветеран Первой мировой войны - Ахманаев Илья (1875-1957), уроженец с. Родники Спасского уезда Казанской губернии. Фото: Музей родного края им. В.И.Абрамова.

Из новобранцев Казанской губернии были сформированы 94-й, 95-й, 164-й и 240-й пехотные запасные полки, вошедшие в состав 13-й пехотной запасной бригады. Солдаты, прошедшие в этих полках курс обучения, отправлялись маршевыми ротами на восполнение боевых потерь в действующие на фронте полки. Уроженцы Казанской губернии воевали в составе различных полков и на самых разных фронтах.

Накануне Первой мировой войны в рядах царской армии в качестве нижних чинов проходили службу 38 679 татар-мусульман (3,1% от общего числа нижних чинов), среди 269 офицеров, исповедовавших ислам, большинство являлось татарами. В годы войны численность мусульман в войсках резко увеличилась.

Наиболее остро татары-солдаты реагировали на несоблюдение их религиозных прав. Комплектование общих полков императорской армии происходило по принципу не более 25% инородцев в составе полка, поэтому упускались из виду вопросы духовного попечения представителей религиозных меньшинств.

Участники Первой мировой войны поручик 29-го армейского корпуса, 46-го Сибирского стрелкового полка Шайдулла Асылгареев, Габдулла Калимуллин, денщик Петр Васильев (Волков). Фотокопия: Национальный музей Республики Татарстан.
Участники Первой мировой войны поручик 29-го армейского корпуса, 46-го Сибирского стрелкового полка Шайдулла Асылгареев, Габдулла Калимуллин, денщик Петр Васильев (Волков). Фотокопия: Национальный музей Республики Татарстан.

Исключением являлся Крымский конный полк, формировавшийся из числа крымских татар. В годы Первой мировой войны из кавказских мусульман был сформирован Татарский конный полк. Он составил основу Туземной дивизии («Дикой»). Название полк получил благодаря комплектованию добровольцами из числа «закавказских татар». В Российской империи так называли азербайджанцев. Но во вспомогательных частях Дикой дивизии проходили службу и поволжские татары, нижние чины регулярной армии.

Татары служили в разных войсках, от казачьих полков до пехоты. Были среди них и матросы, и авиаторы. Например, служил в воздухоплавательном отряде в Петрограде и воевал в качестве летчика Абдулла Арифуллович Резепов. Самый большой процент татар нес службу в пехотных полках, где жертв было особенно много. «Это не бой, а ад. Никто ничего не слышит, шум, крики, ржание коней – сольется все вместе, и получается что-то невообразимое. Ночью на небе – красное зарево, и казалось мне, что начинается светопреставление. Самый сильный бой продолжался беспрерывно 2,5 суток», – описывал свои впечатления в 1916 году Гарей Даутов, рядовой 480-го пехотного Данилевского полка, уроженец Антинской волости Казанского уезда.

Внушительное количество обладателей Георгиевских медалей и других наград говорит о боевой доблести татарских солдат, характеризует их как храбрых защитников Отечества. Немало было тех, кому присуждали награды после смерти, медали передавали родственникам.

Могилы солдат из Казанской губернии разбросаны по всей Европе. Многие покоятся в братских могилах, считаются пропавшими без вести. Часть солдат оказалась в военном плену в Германии, Австро-Венгрии, Османской империи. Пленников из числа российских мусульман власти противника пытались склонить на свою сторону, создавали пропагандистские лагеря. Но проект по формированию мусульманских полков на стороне Тройственного союза не был реализован. Выжившие после лагерей невольники вернулись на Родину лишь в начале 1920-х гг.