Путешествие в папину молодость
Прогноз погоды с утра сильно огорчил. Небо над Тбилиси было сизым, шёл мелкий дождь и пришлось надеть на себя почти всю одежду, которая оказалась в чемодане.
Водитель, мимоходом взглянув на тоненькую ветровку у меня в руках, покачал головой и заметил, что коньяка у него хватит, чтобы «растэрэт твой пышный агранизм после прагулки в гарах»!
К счастью, погода наладилась и путешествие на Казбек оказалось чудесным, солнечным и легким, да и вместо растирания, коньяк употребили внутрь! Сам Казбек застеснялся и остался в дымке, но это повод вернуться, а вдруг повезёт в следующий раз?
Мне было очень важно проехать по военно-грузинской дороге, потому что всё свое детство я слушала про неё интереснейшие рассказы моего отца.
Папа несколько раз в год перегонял из Горького военные машины в Грузию, Армению, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан. На его рассказах про «15 республик - 15 сестёр» я выросла.
В учебниках природоведения и географии, конечно же, было написано, что на многие сотни километров простираются пустыни, небогатая растительность и температура воздуха достигает +45 в тени, которой в общем-то среди пустыни нет.
Но не было написано, что на сотни километров нет человеческого жилья, людей, вообще нет признаков жизни, что пробирает животный ужас от того, что единственную ленту асфальтовой дороги вдруг замело песчаной бурей и можно запросто засохнуть посреди пустыни.
Никто не поедет искать 10-12 козлёных ГАЗ-66 или «шишиг», как их чаще всего называли. Нет мобильных телефонов, нет заправок разных марок каждые 50 км, нет бутилированной воды. Вообще нет бензина и воды! На сотни километров...
Знаете, что такое «перегонять козлёные машины"? Это по 2 машины сразу, одна цепляется поверх другой. Весьма хлипкая и вихляющая конструкция. Только представьте, как это было на горной дороге, на серпантине?
Папа уезжал на неделю в жаркую страну, а мы очень ждали, когда раздастся звонок - межгород и глухой хриплый голос скажет буквально два слова «доехал, возвращаюсь».
До моих 15 лет папа гонял машины. И историю южных стран я знала гораздо лучше многих. Заморские орехи и фрукты, которые он хоть понемногу привозил из каждой поездки, мы с сестрой «растягивали» на максимально долгое время.
Мама заваривала утром кофе с таким божественным ароматом, что соседи приходили на это запах, как будто вроде бы за солью, а на самом деле угоститься чашечкой кофе)
И горох нут мы несколько часов варили в скороварке и потом обжаривали его в жжённом сахаре - ох и вкусно было!
И вот, наконец, почти через 35 лет я сама отправилась по дорогам папиной молодости!
Первая остановка - Жинвальское водохранилище. Оно появляется внезапно из-за поворота и мгновенно очаровывает своим цветом и прозрачностью.
Когда-то, ещё во времена Царя Тамары (именно царя, а не царицы) в 12 веке, на этом месте был крупный грузинский город. И в 1971 году, принимая решение о строительстве гидроузла на реке Арагви, власти организовали научную экспедицию для проведения раскопок на месте будущего озера.
Однако, было не суждено завершить эту работу и исследовать ещё 8 культовых сооружений. После затопления весь древний город оказался под водой. Навечно сокрыты ценные исторические документы, оружие, изделия из золота, церковные иконы.
И только при плановом спуске воды в водохранилище, становится виден храм Почитания Креста Господня, построенный в 12 веке. Городские ворота, уникальное произведение искусства, затоплены безвозвратно.
В 1985 году под водой, кроме 18 сёл, оказались многие исторические культурные памятники. Заработала Жинвальская ГЭС и озеро стало источником питьевой воды и электроэнергии для Тбилиси.
Вторая остановка в 70 км от Тбилиси - крепость Ананури. Построенная в 16 веке, крепость целых 200 лет с севера охраняла Закавказье, перекрывая собой дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Она полна туристами, но никто никому не мешает. Обстановка величия и спокойствия располагает к созерцанию. Что немаловажно для туристов – это возможность самому залезть на каменную кладку или спуститься в старинный колодец. Никто не ругает и не требует «не трогать историю руками».
В церкви идёт служба, я немного постояла и зажгла свечи. Красиво и величественно.
Всю дорогу я читала надписи на указателях и в памяти всплывали слова отца «проезжали мимо посёлка Степанцминда», «обедали в Верхнем Ларсе», «ночевали в Гудаури», «машина сломалась на Крестовом перевале», «бензин кончился в долине Арагви»… Сколько всего стояло за этими словами...
Один случай до сих пор в памяти. Дагестан, начало перестройки. Бензина нет. Папина колонна козлёных шишиг, предназначенная для министерства внутренних дел, уже 12 часов стоит перед заправкой с высохшими бензобаками. И вот бензин подвезли. А на всю колонну его не хватило... и машины перекозлили по 3, потому что ехать надо, потому что ждут, потому что жили в советском союзе и по-другому было просто нельзя.
Доехали все, без аварий. Сколько заработали седых волос и сколько нервов сожгли неизвестно никому.
Казбек в этой поездке мне не открылся. Но это было и не так важно. Главным было то, что мои истории ожили и я увидела и буквально ощутила то время, 35-летней давности…
Попробовала «железную воду» и ощутила вкус металла, который долго стоял у меня в горле, прямо как папа рассказывал.
Это самая моя любимая фотография папы, ему тут 35. Даже сейчас, в его почти 74, я вижу его только таким!
#история_моей_семьи