Найти тему
ФутболКА

Хидиятуллин: представьте, Марадона пакует чемоданы

Выдающийся защитник «Спартака» и сборной СССР 80-х Вагиз Хидиятуллин вспомнил матч ЧМ-90 против Аргентины.

Защитник отмел предположения об ошибках Валерия Лобановского на сборах перед турниром.

- По прошествии 30 лет видите ошибки в подготовке, из-за чего не хватило свежести в первых двух играх?

- В 88-м практически в те же сроки был чемпионат Европы, и мы делали все то же самое в ходе подготовки. Единственное, что стали на 2 года взрослее. По большому счету все было сделано правильно, мы играли «на усталости». У Лобановского была идея пройти весь турнир. В 88-м тоже начали не очень, но выиграли у Голландии, добыли результат. С англичанами третий матч играли уже на выдохе, выходили из пике. А на итальянцев в полуфинал тогда вышли в сумасшедшей форме.

Так и на ЧМ-90 в третьем матче против Камеруна команда выглядела совсем по-другому, вот только запаса прочности в очках не было. И то, мы могли выйти с третьего места, но аргентинцы и румыны сыграли вничью, не знаю, договорились или нет. А если бы мы прошли, могли стать сюрпризом для многих.

Диего Марадона в окружении Зыгмантовича, Кузнецова и Хидиятуллина на переднем плане (фото https://by.tribuna.com/)
Диего Марадона в окружении Зыгмантовича, Кузнецова и Хидиятуллина на переднем плане (фото https://by.tribuna.com/)

Главной проблемой стало отсутствие результата. Проиграли 0:2 румынам, второй матч с Аргентиной. Если бы хотя бы одно очко было, все пошло бы иначе. Конечно, Лобановский мог с точки зрения подготовки отпустить нагрузки чуть раньше и мы бы на групповой стадии были в другой форме. Была бы легкость, но ее бы не хватило дальше. А он был максималист, и несомненно хотел бороться за самые высокие места. Вспомните 86-й, какой движение было, как выглядела команда.

- Пересматривая матч, кажется, что аргентинцы, хоть и чемпионы мира, но побаивались сборную СССР. Даже в большинстве действовали очень осторожно и при этом могли вполне пропустить пару голов.

- Я не думаю, что у них была идеальная команда. Но, конечно, у них была такая фигура, как Марадона, образно говоря, ферзь. У нас таких ферзей не было, но был хороший, монолитный коллектив.

Вспомните тот момент, когда мяч был выбит рукой из ворот тем же Марадоной. Это был стопроцентный пенальти, который не увидел тот же судья Фредрикссон. Удаление Бессонова.

Марадона доказывает, что амбидекстр
Марадона доказывает, что амбидекстр

В общем, все складывалось против нас. С вратарями была небольшая чехарда. Уваров на тренировках показывал сумасшедшее мастерство, почти был непробиваем. Единственная засада была в том, что у него не было опыта игры на таких больших турнирах. И стоял вопрос, его ставить или Дасаева. Но Ринат после «Севильи» приехал не в самой лучшей форме и в игре с румынами отыграл не очень хорошо.

- Но Уваров отыграл хорошо. А кто виноват в голах?

- Что уже вспоминать, кто виноват. Когда нет легкости, где-то всегда чего-то не хватает. На жилах вытаскивали.

- Марадоне ведь не позволили особо блеснуть?

- Да, с их стороны вообще игра была не ахти. Но им была нужна победа, и было не до красоты, все силы бросили на результат. А Марадона - это было что-то, одно из главных воспоминаний. У меня в той игре было с ним несколько моментов. Я отличался достаточно хорошим отбором мяча, но это был шахматист. Все видит, ставит тебя в такое неудобное положение, только дай ему возможность и оставит с голым задом. Великий мастер.

Ну вот представьте, что мы бы тогда выбили Аргентину. Чемпионы мира едут домой, Марадона пакует чемоданы. И что это за чемпионат без него?

- И судья это понимал.

- Да, я более чем уверен. СССР со своими делами, сыграли в финале Евро, Олимпиаду выиграли и хватит с вас.

- А пройди Аргентину, могли бы повторить их результат? Если пофантазировать...

- Запас прочности мог быть мощный. Могли бы повторить чемпионат Европы. Допускаю такую вероятность. Но это уже дело прошлое.

- Лобановский тогда уже вводил новое поколение, в той игре Шалимов вышел в основе, Добровольский играл все время. Может, нужно было больше молодежи, которая тогда была хороша, или логично было ставить на ветеранов?

- Была хорошая обойма, ну зачем ее менять. Да, Шалимов был молодой, брали его, чтобы он получил неоценимый опыт чемпионата мира. Взять кого-то еще? В составе были такие люди, все те же самые, что играли в финале Евро-88. Как от них откажешься?

Когда вернулись домой - все были в очень хорошей форме в чемпионате страны, но было уже поздно. Вышли на пик формы немного позже, чем нужно было.

Третья игра 4:0, хоть Камерун уже и вышел в плей-офф. Но если говорить о нашей игре, то выглядели достаточно хорошо. Если бы прошли, могли бы стать сюрпризом для многих.

- Это был первый турнир с так называемой проблемой легионеров, в плане командного баланса. Были упомянуты трудности Дасаева, известно, что и Заваров подошел не в лучшей форме. Вы это чувствовали, вам было тяжело приезжать в сборную уже из «Тулузы»?

- Трудно даже описать, я часто об этом задумываюсь. Вроде бы мы те же самые, та же команда, а внутренняя начинка уже изменилась. Когда ты играешь за иностранный клуб и приезжаешь в сборную, это уже немного другое. Ты настраиваешь себя, а что-то не то. Страна отдаляется, патриотизм немного уходит, какой-то диссонанс. Согласен с вами, меня этот момент тогда очень беспокоил. Страна разваливалась… Не сказать, что наша команда тоже тогда развалилась, но Дасаев был в „Севилье“, Заваров и Алейников в „Ювентусе“, я в „Тулузе“, мы уже были немного растопыренными пальцами вместо сильного кулака. Хотя настраивались, хотели сыграть за страну, были воспитаны на лучших патриотических чувствах. Но что-то было не то.

- Сказывались организационные проблемы, попытки недоплатить, эти вопросы с зарплатой через «Совинтерспорт»?

- Эти моменты на самом деле забываются. Сейчас смотришь на молодежь, в ужас иногда приходишь. В глазах только деньги, больше ничего не интересует. Я не ханжа, мы тоже знали, что такое деньги. Мы тоже хотели квартиры, машины, но как только это выходило на передний план, и ты предавал футбол - все, тебе конец. А если думал только о футболе, то даже не замечал, как получал все эти материальные блага.

Дело, страна - это было впереди, так учили нас, тот же Бесков говорил - вы играете для народа, как они на вас будут смотреть. И мы всегда выходили с этим чувством, и за «Спартак», и за сборную, что нельзя подвести,

- Следующие поколения легионеров подтвердили своими карьерами ваши слова. Многие получили совсем не то, чего заслуживали в плане отпущенного футбольного таланта.

- Мы же были к этому не готовы, открылись ворота в Европу. Агентов у нас не было, сами обсуждали дела, контракты, то есть, уходил, отвлекался от футбола. Нас вечно путали в чем-то, и, как бы то ни было, таких уж больших денег мы никогда не видели. Я не за себя говорю, а за вторую волну, которая пошла в 90-е. Шалимов, Мостовой, Онопко, Кирьяков и так далее уже имели контракты. А у нас все государство забирало, на которое мы пахали всю жизнь.

Полностью статью о матче СССР - Аргентина на ЧМ-90 читайте здесь

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, группу в ВК и на телеграм-канал ФутболКА t.me/football_ka