Здравствуйте, друзья!
Всё сильнее кипят страсти по поправкам. В одних СМИ появляются статьи, агитирующие информирующие голосовать ЗА, в других — ПРОТИВ. Развёрнута агитационная информационная компания невиданных масштабов.
Но есть несколько поправок, вызывающие больше всего вопросов у честного люда. Среди них — обнуление сроков и неприкосновенность для Президента.
С первым всё понятно — даётся возможность всем Президентам, занимающим и занимавшим должности, снова баллотироваться на этот пост. Норма новая для нашей страны, но простая в своём содержании — сразу ясно, что и для кого.
А вот с неприкосновенностью сложнее. К ней тоже много вопросов, хотя в этом-то как раз и ничего нового — Президент у нас и был неприкосновенен. Просто законодательная норма переезжает из федерального закона в Конституцию. Рассказываю подробнее.
Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
Гарант Конституции
Напомню, что среди поправок есть новая статья 92.1, содержащая следующие положения.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
В далёком 2001 году в России появился федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Он устанавливает основные гарантии для Президентов, уходящих в отставку.
Так вот, новое положение из статьи 92.1 является лишь заимствованием из статьи 3 вышеназванного закона.
При этом этот ФЗ продолжит своё действие, так как именно он даёт толкование понятию неприкосновенности Президента и содержит другие гарантии и привилегии для него.
Неприкосновенностью обладает как действующий Президент, так и бывший.
Неприкосновенность означает:
1. Действующий Президент может быть привлечён к юридической ответственности только после отрешения от должности и лишения неприкосновенности парламентом по строго установленной процедуре.
И только в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления во время своего правления. Например, за совершение административного правонарушения (превысил скорость, не пристегнулся, перешёл дорогу в неположенном месте) Президента вообще никак наказать не могут.
2. Если Президент добровольно покинул должность по состоянию здоровья или у него просто закончился срок полномочий, то он вообще не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности за деяния, совершённые им в период исполнения полномочий.
Что бы он там ни совершил во время правления, эта неприкосновенность не снимается ни при каких условиях. Теперь эта норма переедет из федерального закона и приобретёт силу конституционной.
Неприкосновенность с бывшего Президента может быть снята только за деяния, совершённые уже после ухода с должности. Опять же, аналогично пункту 1 — только по строго установленной процедуре и только за тяжкое или особо тяжкое деяние.
**********
P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!
**********