Логотип – очень важная часть первой полосы газеты и чаще всего занимает большую часть пространства. В этом и заключается специфика первой полосы – там остается меньше места под остальную информацию.
Заглавие газеты, включающее в себя собственно название газеты, призыв или адресную посылку, календарные сведения, порядковый и валовый номер, год издания и иногда информацию о цене, учредителе и периодичности, как рекламная вывеска некой товарной единицы, стремится быть ярким, броским, привлекательным. Поэтому его оформители прибегают к необычным или даже экзотическим шрифтам, в изобилии имеющимся в современных компьютерных программах.
В начале 1990-х годов был настоящий дизайнерский бум. Этому способствовал массовый переход на компьютерную верстку. И практически все логотипы газет, созданные в это время, были сделаны зачастую одними и теми же людьми, и, в конце концов, были похожи друг на друга если не шрифтом, то пестротой. И как это не печально, большая часть отличалась безвкусицей их создателей.
Оформление первой полосы накрепко связано с обеими сферами журналистского труда: творческой и технической. Поэтому дизайн первой полосы становится критерием важнейших составляющих всякого печатного средства массовой информации — информативности, актуальности, доступности, эмоциональности, внешней привлекательности, узнаваемости. Все это и должно быть отражено, в первую очередь, в логотипе издания.
Любой логотип – это своеобразное «лицо» издания, опознавательный знак. Поэтому лучший логотип должен быть оригинальным, его форма должна соответствовать духу слова или словосочетания, составляющего заглавие. Некоторые издания включают в логотип фотографии, рисунки, графические изображения…и это, в конечном итоге, придает особое достоинство и индивидуальность логотипу. Существует мнение, что хороший логотип может создать только хороший дизайнер.
Если краткость – сестра таланта, то простота – сестра хорошего логотипа. При появлении компьютерных технологий оформители логотипов/заголовков начали извращаться, как могли. И заголовки на первых полосах начали выстраиваться то в волнистую линию, то по кругу, то уходили в перспективу, то вытягивались по вертикали… Все это привело к трудночитаемости и дискомфорту восприятия. Любой читатель скажет, что зрительный шум только вредит комфортному «общению» с газетой или журналом. Здравый смысл, в конце концов, торжествует. Заголовки становятся на свои прежние — горизонтальные — места. Причина этого — банальная экономия места, рациональность использования газетной полосы.
Чаще всего логотип размещается в «шапке» газеты – на самом верху первой полосы. Реже его можно встретить в углу газеты или вертикально справа или слева. Другие варианты я не встречала.