Найти в Дзене
КОСМОС

Почему американцы перестали летать на шаттлах?

В течение тридцати лет программа Space Shuttle являлась символом американской пилотируемой космонавтики. Астронавты на шаттлах выполнили множество крайне сложных и уникальных задач, среди которых, например, вывод на орбиту и сборка узлов американского сегмента МКС, вывод на орбиту, ввод в эксплуатацию и ремонт орбитального телескопа им. Хаббла и многое другое. Почему же после 30 лет верной службы шаттлы оказались отправлены в музей? Давайте разбираться.

Посадка Space Shuttle
Посадка Space Shuttle

Когда только появился проект шаттлов планы у NASA были наполеоновские: строительство огромной (в несколько раз больше, чем МКС) орбитальной базы, строительство окололунной орбитальной базы и лаборатории на поверхности Луны, вывод на орбиту большого количества научного оборудования и спутников, пилотируемые полёты к Марсу и т.п.

Space Shuttle – космический грузовик с высокой грузоподъемностью и вместительным грузовым отсеком был, очевидным образом, интегральной частью этих планов и необходимым условием их реализации, так как потребовалась бы доставка на орбиту гигантского количества грузов.

Space Shuttle пристыкованный к орбитальной станции «Мир»
Space Shuttle пристыкованный к орбитальной станции «Мир»

Однако, когда эти планы легли на стол президенту США (в то время это был Ричард Никсон), он слегка опечалился, увидев смету и всё зарубил на корню, так как это было слишком дорого.

Тогда в NASA решили отказаться от большей части планов, но решили сохранить хотя бы Space Shuttle. Для этого сделали её ребрендинг и подали под соусом программы, которая будет сама себя окупать за счёт запуска на орбиту коммерческих спутников. Внезапно программу шаттлов поддержали военные, которые также нуждались в средствах вывода на орбиту разведывательных спутников.

Шаттл пристыкованный к МКС
Шаттл пристыкованный к МКС

Всё это привело к тому, что в апреле 1981-го года шаттл совершил свой первый полёт и оставался флагманом американской космонавтики на протяжении трёх десятилетий, пока в 2011-м году программа шаттлов не была окончательно свёрнута.

Проблема шаттлов оказалось в том, что они не оправдали надежд по самоокупаемости и так и не стали экономически целесообразными. Более того — чем дальше, тем менее рентабельными они становились. Если в первые лет десять программы дела у Шаттлов шли очень неплохо и они плюс-минус отбивали свою стоимость, то с началом 90-х, а затем и нулевых рентабельность шаттлов катастрофически упала.

Старт шаттла «Колумбия»
Старт шаттла «Колумбия»

Связано это с миниатюризацией электроники вообще и спутников в частности. Если в 60-70-х годах (когда Шаттл проектировался) спутник легко мог весить несколько тонн и иметь десяток метров в поперечнике, то размеры и масса современных спутников гораздо скромнее. Многие современные орбитальные аппараты вообще имеют максимальный размер сечения менее метра и массу существенно меньше тонны.

Шаттл «Индевор» с открытым грузовым отсеком
Шаттл «Индевор» с открытым грузовым отсеком

А ведь размеры грузового отсека шаттлов (18 метров в длину, 4.5 метра в диаметре) как раз закладывались габариты тогдашних разведывательных спутников. В итоге если в 80-х шаттл мог вывести на орбиту пару спутников за полёт и выйти в прибыль, то в девяностых и нулевых подавляющее большинство запусков шаттлов оказались убыточными.

Сравнительные размеры кораблей Space Shuttle и Союз. Грузовой отсек Шаттла в открытом виде.
Сравнительные размеры кораблей Space Shuttle и Союз. Грузовой отсек Шаттла в открытом виде.

После завершения строительства МКС оказалось, что прямых задач по доставке тяжелых грузов на орбиту для шаттлов больше нет, а гонять их с единственной целью доставки людей на МКС — неоправданно дорого. Один запуск обходился в среднем в 450 миллионов долларов.

Первый (и последний) запуск «Бурана»
Первый (и последний) запуск «Бурана»

Это примерно как ездить на «Белазе» в качестве личного автомобиля по городу. Можно, но дорого и непрактично. Кстати по похожим причинам был свёрнут и наш проект «Буран». Когда система была уже в принципе готова, оказалось, что для неё нет задач (просто нет такого количества спутников, которые надо было бы постоянно выводить на орбиту), а в эксплуатации она чрезмерно дорога.

Стыковка Crew Dragon с МКС
Стыковка Crew Dragon с МКС

В результате программа шаттлов была прекращена и в течение 9 лет американские астронавты по соглашению с Роскосмосом летали на МКС на российских кораблях «Союз», пока наконец, несколько дней назад не был совершен первый пилотируемый полёт к МКС корабля Dragon-2, которые знаменует собой новый этап американской пилотируемой космонавтики.

Авторы: к.т.н. Петров А.В., астрофизик Карасенко Ф.В.
Подписывайтесь на наш канал здесь, а также на наш канал на youtube. Каждую неделю там выходят видео, где мы отвечаем на вопросы о космосе, физике, футурологии и многом другом!