В течение тридцати лет программа Space Shuttle являлась символом американской пилотируемой космонавтики. Астронавты на шаттлах выполнили множество крайне сложных и уникальных задач, среди которых, например, вывод на орбиту и сборка узлов американского сегмента МКС, вывод на орбиту, ввод в эксплуатацию и ремонт орбитального телескопа им. Хаббла и многое другое. Почему же после 30 лет верной службы шаттлы оказались отправлены в музей? Давайте разбираться.
Когда только появился проект шаттлов планы у NASA были наполеоновские: строительство огромной (в несколько раз больше, чем МКС) орбитальной базы, строительство окололунной орбитальной базы и лаборатории на поверхности Луны, вывод на орбиту большого количества научного оборудования и спутников, пилотируемые полёты к Марсу и т.п.
Space Shuttle – космический грузовик с высокой грузоподъемностью и вместительным грузовым отсеком был, очевидным образом, интегральной частью этих планов и необходимым условием их реализации, так как потребовалась бы доставка на орбиту гигантского количества грузов.
Однако, когда эти планы легли на стол президенту США (в то время это был Ричард Никсон), он слегка опечалился, увидев смету и всё зарубил на корню, так как это было слишком дорого.
Тогда в NASA решили отказаться от большей части планов, но решили сохранить хотя бы Space Shuttle. Для этого сделали её ребрендинг и подали под соусом программы, которая будет сама себя окупать за счёт запуска на орбиту коммерческих спутников. Внезапно программу шаттлов поддержали военные, которые также нуждались в средствах вывода на орбиту разведывательных спутников.
Всё это привело к тому, что в апреле 1981-го года шаттл совершил свой первый полёт и оставался флагманом американской космонавтики на протяжении трёх десятилетий, пока в 2011-м году программа шаттлов не была окончательно свёрнута.
Проблема шаттлов оказалось в том, что они не оправдали надежд по самоокупаемости и так и не стали экономически целесообразными. Более того — чем дальше, тем менее рентабельными они становились. Если в первые лет десять программы дела у Шаттлов шли очень неплохо и они плюс-минус отбивали свою стоимость, то с началом 90-х, а затем и нулевых рентабельность шаттлов катастрофически упала.
Связано это с миниатюризацией электроники вообще и спутников в частности. Если в 60-70-х годах (когда Шаттл проектировался) спутник легко мог весить несколько тонн и иметь десяток метров в поперечнике, то размеры и масса современных спутников гораздо скромнее. Многие современные орбитальные аппараты вообще имеют максимальный размер сечения менее метра и массу существенно меньше тонны.
А ведь размеры грузового отсека шаттлов (18 метров в длину, 4.5 метра в диаметре) как раз закладывались габариты тогдашних разведывательных спутников. В итоге если в 80-х шаттл мог вывести на орбиту пару спутников за полёт и выйти в прибыль, то в девяностых и нулевых подавляющее большинство запусков шаттлов оказались убыточными.
После завершения строительства МКС оказалось, что прямых задач по доставке тяжелых грузов на орбиту для шаттлов больше нет, а гонять их с единственной целью доставки людей на МКС — неоправданно дорого. Один запуск обходился в среднем в 450 миллионов долларов.
Это примерно как ездить на «Белазе» в качестве личного автомобиля по городу. Можно, но дорого и непрактично. Кстати по похожим причинам был свёрнут и наш проект «Буран». Когда система была уже в принципе готова, оказалось, что для неё нет задач (просто нет такого количества спутников, которые надо было бы постоянно выводить на орбиту), а в эксплуатации она чрезмерно дорога.
В результате программа шаттлов была прекращена и в течение 9 лет американские астронавты по соглашению с Роскосмосом летали на МКС на российских кораблях «Союз», пока наконец, несколько дней назад не был совершен первый пилотируемый полёт к МКС корабля Dragon-2, которые знаменует собой новый этап американской пилотируемой космонавтики.
Авторы: к.т.н. Петров А.В., астрофизик Карасенко Ф.В.
Подписывайтесь на наш канал здесь, а также на наш канал на youtube. Каждую неделю там выходят видео, где мы отвечаем на вопросы о космосе, физике, футурологии и многом другом!