Найти тему
Строительный мир

Неудавшаяся стройка века России и Ирана — канал из Каспия в Персидский залив

Каспийское море расположено внутри материка и не имеет выхода к океану, но несмотря на это оно много раз привлекало внимание разных государств. Каспий расположен на территории нескольких стран и разделен международными границами. У него огромный экономический и политический потенциал, поскольку реки соединяются с большими заливами, имеющими выход в открытое море. Именно на эту особенность обратил внимание еще Петр Великий, когда озвучил идею постройки прямого канала через Каспийское море в Персидский залив.

© google.com/maps
© google.com/maps

Крупнейший внутренний водоем обладает большой геополитической ценностью. Предложение о постройке канала вновь прозвучало от инженеров Российской империи в конце XIX века. Проект восстал из забвения благодаря отказу европейских стран предоставить Петербургу контроль над Босфором и Дарданеллами посредством военных баз. Предсказуемо, что столь грандиозное сооружение было не под силу России того времени, и о нем снова забыли.

Периодически эта идея витала в воздухе, из-за обострения геополитической обстановки в XX веке и напряженных взаимоотношений с Турцией. Но как только удавалось достичь соглашения, проект снова отправляли в архив. В прошлом веке о нем вспоминали дважды — в 50-х и 90-х годах. На пороге нового столетия даже была создана ирано-российская группа экспертов для более глубокого изучения вопроса. Дальше одобрения на словах дело не пошло и в этот раз.

© minsvyaz.ru
© minsvyaz.ru

В 2016 году к вопросу вернулись вновь и проект активно обсуждался между главами государств и нашел отражение в мировой прессе. На тот момент вновь обострились отношения с Турцией, что и побудило снова обратить внимание на потенциал Каспийского моря. В процессе обсуждений были обозначены два маршрута через Каспий, по территории Ирана, в разные заливы. Следуя по восточному маршруту корабли должны были попадать в Оманский залив, преодолев 1100 км пути. Западный, и более предпочтительный путь, в теории имеет протяженность 700 км и соединяется с Персидским заливом.

В случае реализации проекта Россия получает миллиардные транзитные доходы и кратчайший выход в Индийский океан. Главный противник канала — Турция. Новый путь составит жестокую конкуренцию Босфору и Дарданеллам, транспортировка грузов через Россию будет в два раза короче. Российско-иранский проект навредит и Суэцкому каналу – его нагрузка снизится в несколько раз. Именно поэтому у проекта много противников.

© travelask.ru (Западный и восточный варианты канала)
© travelask.ru (Западный и восточный варианты канала)

Сложность осуществления заключается в природных и геополитических условиях. Местность, через которую может быть проложен судоходный путь, имеет сложный рельеф, подвержена землетрясениям и состоит из твердых горных пород. Имеет значение большая разница высот над уровнем моря и разная структура воды. Это означает титаническую работу над созданием системы шлюзов и других инженерных систем в виде отводных каналов и водохранилищ.

Канал подразумевает расход больших объемов воды, затопление огромных территорий, на которых живут люди, и последующее влияние на природу. Затраты на строительство канала варьируются в границах $ 10-30 млрд без учета множества рисков. Людям необходима компенсация за потерянные места проживания, а сложные природные условия потребуют большие суммы на строительство канала.

© Asadi / CC BY-SA 3.0 (Каспийское море у берегов Ирана)
© Asadi / CC BY-SA 3.0 (Каспийское море у берегов Ирана)

Экологи считают, что вмешательство в естественный ход вещей повлечет изменения, которые снизят количество влажных ветров, питающих водоемы Среднего востока, что усилит засушливость климата. Это чревато необратимыми последствиями для природы. Строительство гидротехнических сооружений такого масштаба, как шлюзы, каналы и водохранилища, неизбежно спровоцирует ухудшение сейсмической обстановки. Непоправимый ущерб грозит нефтедобыче в регионе, транспортной индустрии, аграрному сектору и туризму.

Строительство судоходного пути затрудняют не только природные особенности, но и политические игры мирового масштаба. Все это наталкивает аналитиков на мысль, что идея о соединении Каспия и Босфора всего лишь политический блеф, которому не светит воплощение в реальности. Хотя некоторые страны, в том числе Россия, неоднократно обращают свой взор в сторону Каспия, проект до сих пор не реализован и едва ли это произойдет в обозримом будущем, тем более, что существует сухопутная альтернатива.

Читайте: Самый длинный канал в мире

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц