Можно было бы назвать британского режиссера и сценариста не таким уж дальним кузеном комического Ричи Рича, самого богатого ребенка в мире, который непринужденным взмахом руки мог исполнить все свои прихоти. Но это не совсем так. Чтобы его фильмы увидели свет, Гаю Ричи пришлось изрядно потрудиться.
Его семья восходит к королю Эдуарду I, он ходил в престижные школы с интернетом, ему никогда не приходилось жаловаться на короткое стеганое одеяло, а после просмотра знаменитого «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» он мечтал стать режиссером, и он просто сделал фильм.
Но не все так просто, жизнь Гая Ричи не всегда была простой. В конце концов его родители развелись, когда ему было всего пять лет, и спустя десятилетие он бросил учебу, устав от дислексии и однообразия, навязанного английской системой образования, и будучи подростком, он работал на съемочных площадках. Он говорил, что создавая свой образ плохого мальчика, он был изгнан из школы из-за наркотиков, но его отец утверждает, что Гая исключили за многочисленные отсутствия на уроках и чрезмерное интерес девочками из класса.
С небольшой помощью
Ричи пришел на съемочную площадку, которая стала его вторым домом, школой жизни. Сначала он снимался в рекламных роликах и музыкальных клипах, но его целью, несмотря на отсутствие формального образования, было освоение полного метража. Первым делом ему пришлось продать себя инвесторам. Вот почему он сделал 20-минутное «Трудное дело» (1995), которое было режиссерским упражнением и своеобразным пятном, демонстрирующим его прорастающий талант. Он хотел призвать Питера Мортона, соучредителя сети Hard Rock Cafe, финансировать свой дебют, но он направил его к Мэтью Воану, который позднее заинтересовался кинопроизводством высокобюджетных голливудских фильмов.
С его помощью Ритчи удалось убедить актрису и деловую женщину Труди Стайлер (которая позже станет крестной матерью его сына и через которую он встретит свою первую жену) инвестировать деньги в свой дебют. Инвестиция более чем окупилась. Благодаря снятому фильму «Карты, деньги, два ствола» (1998), молодой режиссер был переведен в первую лигу. Его относительно скромная комедия, или, скорее, фильм об ограблениях мало того, что принес кучу денег, но также и изменил карьеру бывшего прыгуна в воду Джейсона Стэтхэма и бывшего футболиста Винни Джонса. И, прежде всего, этот фильм позволил миру увидеть британского режиссера и сценариста в оригинальном стиле. « Карты, деньги, два ствола» были смелым фильмом. Ричи, используя свое характерное, субъективное сюжетное повествование, основанное на пересекающихся, многочисленных и яростно нарисованных сюжетных линиях, перекрасил смехотворно страшный образ лондонского преступного мира. И этот успех не был случайным, и подтвердил он это своим вторым фильмом.
Голливудский парашют
Голливудский парашют, вероятно, «Большой куш» (2000), который обычно считается его лучшим произведдением. Основываясь на повествовательной структуре и на тех же идеях, что и в дебюте, Ричи усовершенствовал элементы, известные там зрителям. Известный американский критик Роджер Эберт со скептицизмом писал, что он новый и старый фильм являются двумя обложками одной песни. «Большой куш» также имел коммерческий успех и понравился миру, чего нельзя сказать о следующих нескольких картинах, снятых Ричи. С сегодняшней точки зрения можно сказать, что "Унесенный" (2002), ремейк фильма 1974 года о потерпевших кораблекрушение людях на необитаемом острове, обречен на провал. Кажется, что это скорее работа, рожденная тщеславием жены Ричи в то время, чем вещь, созданная из чисто художественных нужд. Хотя супруги защищались, это был не более чем логический эффект их отношений, потому что у них был похожий вкус, но если это не так, фильм оказался полным провалом.
Ричи долго терпел это поражения. Он не победил и с неудачным «Револьвером» (2005) или с чуть более теплым, принятым «Рок-н-Ролльщиком» (2008). Кстати, премьера этого второго фильма совпала с громким разводом с его женой. Вроде бы супруги пришли к соглашению, но певица еще долго упрекала Ричи в том, что он подлец и отнял у нее деньги. С личными изменениями пришли также и профессиональные. Британский режиссер познакомился с Голливудом и впервые снял фильм, для которого он не написал сценарий. Возможно, «Шерлок Холмс» (2009) не был проектом, реализованным по желанию Ричи. Несмотря на отличительные черты британского стиля, этот фильм трудно считать авторским произведением; это скорее классический американский блокбастер. Жалуясь на то, что предыдущие экранизации фильма делали знаменитого детектива только мастером дедукции, а не воином (сам Ричи также является мастером в искусстве броска и удара), акцент был сделан на боевых сценах. К счастью, в итоге «Шерлок Холмс» и продолжение 2011 года заработали много денег для Гая.
А что сейчас?
Ричи провел остаток десятилетия на голливудской кастрюле, снимая большие, громкие и не очень успешные фильмы, такие как «Агенты А.Н.К.Л.» (2015), ремейк популярного телесериала шестидесятых «Меч короля Артура» (2017), блокбастер которого должен был стать началом более длинного цикла, но он упал быстрее, чем заслужил, и «Аладдин» (2019), современная версия анимации Диснея; этот фильм оказался его самым большим коммерческим успехом за все время. Неудивительно, что в этом году о «Джентльменах» говорят как о некоем возвращении Ричи, хотя он никуда и не исчезал. Однако в последние годы он не совсем «снимал» свои фильмы. Он вернулся в "свое кино" с примесью смолистого черного юмора; у него давно не было таких отзывов, и предполагается, что фильм заработает достаточно, чтобы выйти в плюс. Это начало особого возрождения Ричи? Этого нельзя исключать, потому что он снова вступил в союз со Стэтхэмом, и подготовленный « Инкассатор» должен стать авторской версией французского фильма «Конвой под прицелом» (2004). Мы узнаем меньше чем через год.