Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Идеальная боевая машина. "Эсмеральда".

Латиноамериканский континент в 19 веке был ,пожалуй,даже более беспокойным местом чем постоянно воюющая Европа.Сперва войны за независимость с одряхлевшими пиренейскими колониальными империями,затем казавшийся бесконечным процесс выделения новых государств и утрясания границ образовавшихся независимых стран.Потом войны за ресурсы-за медь,селитру,за,простите мой французский,гуано. Кроме того постоянные внутренние мятежи и гражданские войны. А еще постоянные камбэки бывших колонизаторов и карательные экспедиции новых "хозяев"Западного полушария.

Молодые государства активно вкладывали свои скудные ресурсы в армию и флот-иначе даже сохранить имеющееся было проблематично.Чили,одно из крупнейших государств Южной Америки ,имело довольно богатые морские традиции и уделяло флоту значительное внимание-чилийские боевые корабли часто участвовали в боях во время многочисленных войн.При этом у Чили традиционно плохая репутация на континенте и постоянные конфликты с соседями. Но мощные армия и флот позволили стране увеличить и удержать территорию.

В начале 80-х годов чилийцы обратились с заказом на постройку крейсера к английской компании"Армстронг Митчелл". Деньги на новый боевой корабль собирали по народной подписке.

Подписка на 20 центов за «новый Эсмеральда» в 1879 году
Подписка на 20 центов за «новый Эсмеральда» в 1879 году

Сбор денег облегчался тем,что новому кораблю сразу дали имя "Эсмеральда". А это имя и для чилийского флота и для каждого чилийца значит очень много. Примерно как "Варяг"и "Стерегущий" для русских.

Новый крейсер должен был стать третьим этого имени в чилийском флоте. И если первый- старый испанский фрегат, захваченный в Эль-Кальяо молодым чилийским флотом в 1820 году во время войны за независимость,то второй-деревянный корвет "Эсмеральда"1856 года в 1879 году прославился героическим сражением с перуанским монитором "Гуаскар" во время знаменитой войны за гуано и селитру.Командир "Эсмеральды" в неравном бою пошел на таран и абордаж,он погиб вместе с кораблем и большинством команды.

На волне патриотического подъема собрать деньги проблем не составило.

-3
-4
-5

Дальше начинается история уже международного масштаба. Проектирование корабля по чилийскому заказу было поручено Джорджу Уайтвику Ренделу. Требования чилийцев были стандартными-сильное вооружение за небольшие деньги,но также обращалось внимание и на высокую скорость(именно отставание в скорости погубило вторую "Эсмеральду").Хотя "Армстронг Митчелл"в основном специализировался тогда на недорогих канонерских лодках для отсталых государств,в нем сформировалась своя концепция крейсера.Британское Адмиралтейство никакого интереса к разработкам сэра Армстронга не проявило.Чилийский заказ изменил судьбу Армстронга,историю судостроения и морскую стратегию небольших государств. Революционная концепция и количество внедренных новшеств привели к возникновению нового типа кораблей-эльзвикских крейсеров.

"Благодаря появлению "Эсмеральды" крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг разбогател." ( Сэр Натаниель Барнаби, главный строитель Королевского флота ).

Разработанный на базе предыдущего чилийского заказа-безбронного крейсера "Артуро Прат"(назван ,кстати,в честь капитана той,второй "Эсмеральды") с увеличением мореходности и автономности.

Esmeralda trials off Tyne summer 1884
Esmeralda trials off Tyne summer 1884
-7

Новый крейсер на испытаниях показал рекордную скорость 18,29 узлов,став самым быстрым крейсером в мире.Посмотреть на диковину приехал даже принц Уэльский(будущий король Эдуард VII ) ,побывавший на корабле 22 августа 1884 года.Кроме скорости новый крейсер отличался наличием бронированной палубы по всей длине со скосами и двух тяжелых 254 мм орудий.На нем полностью отсутствовал рангоут, длинный и узкий корпус был разделен на множество водонепроницаемых отсеков.Надводный борт защищался коффердамом с пробкой и угольными ямами.

При этом крейсер имел очень низкий надводный борт-что кроме положительных(увеличение остойчивости,снижения заметности и водоизмещения) имело и отрицательное последствие в виде невысокой мореходности.

Crucero_Esmeralda 1884
Crucero_Esmeralda 1884

Чрезвычайно сильное вооружение ( два 254-мм и шесть 152-мм орудий) для скромного водоизмещения в 2800 тонн ,рекордные скоростные показатели,уникальная и довольно эффективная система защиты(только пробка себя в дальнейшем не оправдала) произвели огромное впечатление на современников. С.О. Макаров,например,объявил "Эсмеральду" “идеальной боевой машиной”. Отказ от парусов также вскоре стал стандартом для боевых кораблей. Во многом с "Эсмеральды" началась "гонка за скоростью" в мировом кораблестроении.

-9

-10

Успех "Эсмеральды" привел "Армстронг Митчелл" к грандиозному коммерческому успеху. "Армстронг" построил десятки эльзвикских крейсеров для флотов Чили, США, Бразилии, Аргентины, Перу, Испании,Португалии,Италии,Турции,Китая,Японии,Румынии.

Однако британское Адмиралтейство весьма трезво оценивало сенсацию-эльзвикский стандарт совершенно не соответствует стандартам Королевского флота в плане прочности, защищённости, мореходности и автономности . Отмечалась и крайне низкая(порядка выстрела в 3 минуты) скорострельность тяжелых орудий первых крейсеров Армстронга.

-11

"Эсмеральда" "Esmeralda" Armstrong, Mitchell and Co. Ltd., Лоу Уокер, Англия . Заводской номер 429. Заложен 5 апреля 1881 года. Спущен на воду 6 июня 1883 года. Морские испытания начаты 15 июля 1884 года. Прибыл в Чили 16 октября 1884 года. Продан в Японию 15 ноября 1894 года,переименован в "Идзуми".Сдан на слом 1 апреля 1912 года

Водоизмещение 2950 т. длина 82,35 м. ширина 12,8 м. осадка 5,64 м.
Силовая установка- Горизонтальные паровые машины двойного расширения, 12 котлов, 2 винта, 6083 л.с., скорость 18,3 узла,экипаж 300 человек.
вооружение• 2 пушки 10" / 20, 6 пушек 6 "/ 22 , 2 - 6 фунтовых пушки. 5 скорострельных пушек Hotchkiss 37 мм , 2 картечницы Гатлинга,• 2 картечницы Гарднера. 3 торпедных трубы 14 "

(данные по архивам чилийского флота)

"Эсмеральда" имела длинный узкий стальной корпус с водонепроницаемыми отсеками.Две трубы и две мачты- стандартный силуэт для эльзвикских крейсеров. Карапасная броневая палуба на всю длину корабля защищала машины,погреба и руль. Борта защищались угольными ямами и коффердамом с пробкой.Низкий надводный борт в 11 футов ограничивал мореходность корабля.

Для небольшого корабля "Эсмеральда" имела много пушек- две 254-мм/20( вес снаряда 180 кг) и шесть 152-мм, а также мелкокалиберные орудий.

-15

Крейсер «Эсмеральда» вошёл в состав военно-морского флота Чили в июле 1884 года. Его первым командиром был Луис Анхель Линч Ирвинг в 1884 году.

Новому крейсеру предстояло пройти боевое крещение вскоре после вступления в строй.В 1884 году в Соединенных Штатах Колумбии(которые тогда контролировали Панамский перешеек) началась очередная гражданская война. Воспользовавшись переброской колумбийских войск в Картахену ,восстал город Колон-на атлантическом побережье в районе Панамского канала.В апреле 1885 года для подавления восстания на побережье высадилась американская морская пехота,в порт вошли несколько американских военных кораблей.

-16
-17

Реакция чилийцев была молниеносной-на следующий день после высадки американцев у города Панама(это на тихоокеанском побережье) появился крейсер "Эсмеральда". Для защиты национальных и торговых интересов Чили. Капитан крейсера Хуан Лопес Лерманда имел приказ: « Остановить, во что бы то ни стало, возможную аннексию Панамы Соединенными Штатами» .

Надо иметь в виду,что чилийцы крайне отрицательно относились к проникновению Северо-Американских Соединенных Штатов на юг Америки.Во Второй Тихоокеанской войне (Чили против Боливии и Перу,та самая война за селитру и гуано) Штаты поддерживали противников Чили,перуанцы даже пытались передать американцам порт Чимботе под военную базу,но чилийцы ,опередив конкурентов,сами захватили город.

Еще не успел "Эсмеральда" встать на якорь в Панаме ,а американцы уже начали покидать Колон,передав 30 апреля город правительственным войскам Колумбии.

Непослушный мальчик, который открывает коробку сюрпризов. На сабле появляется надпись «Боязнь войны с Чили». Американский журнал опубликовал этот мультфильм Патрика Игана с критикой его безрассудной политики (Harper's Weekly, 14 ноября 1891 г.).
Непослушный мальчик, который открывает коробку сюрпризов. На сабле появляется надпись «Боязнь войны с Чили». Американский журнал опубликовал этот мультфильм Патрика Игана с критикой его безрассудной политики (Harper's Weekly, 14 ноября 1891 г.).

В историю этот инцидент вошел как кризис 1885 года или Панамский кризис. Роль "Эсмеральды" в отражении американской интервенции можно оценить по приведенной карикатуре из американского журнала того времени.

Дело в том,что на тот момент на всем востоке Тихого океана "Эсмеральда" был самым мощным боевым кораблем. Как писала еще одна из американских газет в августе 1885 года - « [ "Эсмеральда"] могла уничтожить наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь » . Fleet in being .

21 мая 1888 года крейсер доставил в Вальпараисо останки капитана Артуро Прата Чакона , первого лейтенанта Игнасио Серрано Монтанера и сержанта Хуана де Диоса Альдеа Фонсека ,героев сражения при Икике второй "Эсмеральды".

крейсер «Эсмеральда» и корабль «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы в районе Конкон 21 августа 1891 года
крейсер «Эсмеральда» и корабль «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы в районе Конкон 21 августа 1891 года

Следующее участие крейсера в исторических собыимях состоялось во время гражданской войны в Чили 1891 года.В январе 1891 года конфликт между президентом Хосе Мануэль Бальмаседа и Национальным Конгрессом привел к восстанию на флоте.Большая часть флота,включая "Эсмеральду" встала на сторону Конгресса,президента поддержало большинство регулярной армии.Сторонникам Конгресса удалось создать армию и начать наступление на столицу."Эсмеральда" был основной силой конгрессистов на море при высадке десантов и огневой поддержке.В январе он сопровождал броненосец "Бланко Энкалада",который вывез лидера конгрессистов Хорхе Монта на север страны.В феврале "Эсмеральда" обстрелял верные президенту береговые укрепления в Икике,а в августе внесла весомый вклад в разгром президентских войск в битве при Вальпараисо , деморализовав огнём своих тяжелых орудий правительственные войска .

Изображение повстанческого флота атакующего Вальпараисо, опубликованный в Le Petit Journal .
Изображение повстанческого флота атакующего Вальпараисо, опубликованный в Le Petit Journal .

В итоге Балмаседа покончил с собой ,укрывшись в аргентинском посольстве.

После гражданской войны , в марте 1894 г., чилийскому правительству на объявленный тендер поступило предложение от Armstrong Whitworth о модернизации крейсера-с заменой котлов и артиллерии , обшивкой тиком, добавлением полуюта и полубака .Однако вместо этого чилийское правительство,считая что проблему низкой мореходности и износа корпуса модернизация не решит, согласилось продать старый крейсер Японской империи,начавшей войну с Китаем.

Сделку оформили через Эквадор,продав крейсер за 200 тысяч фунтов,а уже Эквадор продал "Эсмеральду" воюющей Японии за 300 тысяч фунтов. "Эсмеральда" пересекла Тихий океан с эквадорским флагом, но под командованием командира - капитана Эмилио Гарина - и команды чилийского происхождения.Эквадору "продажа флага" обошлась в военный мятеж и смену президента.

-21

В дальнейшем знаковое для чилийского флота имя "Эсмеральда" регулярно присутствовало в списках национального ВМФ-броненосный крейсер(1896-1930),фрегат(1946-1966),учебный корабль(с 1954).

Нынешний,шестой "Эсмеральда"-купленный в 1954 году испанский учебный корабль "Хуан де Астурия",с 1955 года 13 раз посещал Японию,в 2004 году в Токио он отметил полувековой юбилей поступления тезки на японскую службу. Экипаж посетил храм Того и в честь адмирала опрокинул там по стаканчику сакэ .

Судьба "Эсмеральды" в японском флоте.

-22

"Эсмеральда" и последовавшие за ним поколения эльзвикских крейсеров-быстроходных бронепалубных крейсеров с тяжелыми орудиями- яркий пример того,как образованный и хорошо подготовленный дилетант получает возможность реализовать свои идеи.

Почему то весь набор объявляемых параметров эльзвикских крейсеров больше напоминает набор для рекламной брошюры,чем характеристики сбалансированного боевого корабля. Но маркетинг ,пиар и адаптация продукции под интересы целевой аудитории у Армстронга были на высоте.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.