Латиноамериканский континент в 19 веке был ,пожалуй,даже более беспокойным местом чем постоянно воюющая Европа.Сперва войны за независимость с одряхлевшими пиренейскими колониальными империями,затем казавшийся бесконечным процесс выделения новых государств и утрясания границ образовавшихся независимых стран.Потом войны за ресурсы-за медь,селитру,за,простите мой французский,гуано. Кроме того постоянные внутренние мятежи и гражданские войны. А еще постоянные камбэки бывших колонизаторов и карательные экспедиции новых "хозяев"Западного полушария.
Молодые государства активно вкладывали свои скудные ресурсы в армию и флот-иначе даже сохранить имеющееся было проблематично.Чили,одно из крупнейших государств Южной Америки ,имело довольно богатые морские традиции и уделяло флоту значительное внимание-чилийские боевые корабли часто участвовали в боях во время многочисленных войн.При этом у Чили традиционно плохая репутация на континенте и постоянные конфликты с соседями. Но мощные армия и флот позволили стране увеличить и удержать территорию.
В начале 80-х годов чилийцы обратились с заказом на постройку крейсера к английской компании"Армстронг Митчелл". Деньги на новый боевой корабль собирали по народной подписке.
Сбор денег облегчался тем,что новому кораблю сразу дали имя "Эсмеральда". А это имя и для чилийского флота и для каждого чилийца значит очень много. Примерно как "Варяг"и "Стерегущий" для русских.
Новый крейсер должен был стать третьим этого имени в чилийском флоте. И если первый- старый испанский фрегат, захваченный в Эль-Кальяо молодым чилийским флотом в 1820 году во время войны за независимость,то второй-деревянный корвет "Эсмеральда"1856 года в 1879 году прославился героическим сражением с перуанским монитором "Гуаскар" во время знаменитой войны за гуано и селитру.Командир "Эсмеральды" в неравном бою пошел на таран и абордаж,он погиб вместе с кораблем и большинством команды.
На волне патриотического подъема собрать деньги проблем не составило.
Дальше начинается история уже международного масштаба. Проектирование корабля по чилийскому заказу было поручено Джорджу Уайтвику Ренделу. Требования чилийцев были стандартными-сильное вооружение за небольшие деньги,но также обращалось внимание и на высокую скорость(именно отставание в скорости погубило вторую "Эсмеральду").Хотя "Армстронг Митчелл"в основном специализировался тогда на недорогих канонерских лодках для отсталых государств,в нем сформировалась своя концепция крейсера.Британское Адмиралтейство никакого интереса к разработкам сэра Армстронга не проявило.Чилийский заказ изменил судьбу Армстронга,историю судостроения и морскую стратегию небольших государств. Революционная концепция и количество внедренных новшеств привели к возникновению нового типа кораблей-эльзвикских крейсеров.
"Благодаря появлению "Эсмеральды" крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг разбогател." ( Сэр Натаниель Барнаби, главный строитель Королевского флота ).
Разработанный на базе предыдущего чилийского заказа-безбронного крейсера "Артуро Прат"(назван ,кстати,в честь капитана той,второй "Эсмеральды") с увеличением мореходности и автономности.
Новый крейсер на испытаниях показал рекордную скорость 18,29 узлов,став самым быстрым крейсером в мире.Посмотреть на диковину приехал даже принц Уэльский(будущий король Эдуард VII ) ,побывавший на корабле 22 августа 1884 года.Кроме скорости новый крейсер отличался наличием бронированной палубы по всей длине со скосами и двух тяжелых 254 мм орудий.На нем полностью отсутствовал рангоут, длинный и узкий корпус был разделен на множество водонепроницаемых отсеков.Надводный борт защищался коффердамом с пробкой и угольными ямами.
При этом крейсер имел очень низкий надводный борт-что кроме положительных(увеличение остойчивости,снижения заметности и водоизмещения) имело и отрицательное последствие в виде невысокой мореходности.
Чрезвычайно сильное вооружение ( два 254-мм и шесть 152-мм орудий) для скромного водоизмещения в 2800 тонн ,рекордные скоростные показатели,уникальная и довольно эффективная система защиты(только пробка себя в дальнейшем не оправдала) произвели огромное впечатление на современников. С.О. Макаров,например,объявил "Эсмеральду" “идеальной боевой машиной”. Отказ от парусов также вскоре стал стандартом для боевых кораблей. Во многом с "Эсмеральды" началась "гонка за скоростью" в мировом кораблестроении.
Успех "Эсмеральды" привел "Армстронг Митчелл" к грандиозному коммерческому успеху. "Армстронг" построил десятки эльзвикских крейсеров для флотов Чили, США, Бразилии, Аргентины, Перу, Испании,Португалии,Италии,Турции,Китая,Японии,Румынии.
Однако британское Адмиралтейство весьма трезво оценивало сенсацию-эльзвикский стандарт совершенно не соответствует стандартам Королевского флота в плане прочности, защищённости, мореходности и автономности . Отмечалась и крайне низкая(порядка выстрела в 3 минуты) скорострельность тяжелых орудий первых крейсеров Армстронга.
"Эсмеральда" "Esmeralda" Armstrong, Mitchell and Co. Ltd., Лоу Уокер, Англия . Заводской номер 429. Заложен 5 апреля 1881 года. Спущен на воду 6 июня 1883 года. Морские испытания начаты 15 июля 1884 года. Прибыл в Чили 16 октября 1884 года. Продан в Японию 15 ноября 1894 года,переименован в "Идзуми".Сдан на слом 1 апреля 1912 года
Водоизмещение 2950 т. длина 82,35 м. ширина 12,8 м. осадка 5,64 м.
Силовая установка- Горизонтальные паровые машины двойного расширения, 12 котлов, 2 винта, 6083 л.с., скорость 18,3 узла,экипаж 300 человек.
вооружение• 2 пушки 10" / 20, 6 пушек 6 "/ 22 , 2 - 6 фунтовых пушки. 5 скорострельных пушек Hotchkiss 37 мм , 2 картечницы Гатлинга,• 2 картечницы Гарднера. 3 торпедных трубы 14 "
(данные по архивам чилийского флота)
"Эсмеральда" имела длинный узкий стальной корпус с водонепроницаемыми отсеками.Две трубы и две мачты- стандартный силуэт для эльзвикских крейсеров. Карапасная броневая палуба на всю длину корабля защищала машины,погреба и руль. Борта защищались угольными ямами и коффердамом с пробкой.Низкий надводный борт в 11 футов ограничивал мореходность корабля.
Для небольшого корабля "Эсмеральда" имела много пушек- две 254-мм/20( вес снаряда 180 кг) и шесть 152-мм, а также мелкокалиберные орудий.
Крейсер «Эсмеральда» вошёл в состав военно-морского флота Чили в июле 1884 года. Его первым командиром был Луис Анхель Линч Ирвинг в 1884 году.
Новому крейсеру предстояло пройти боевое крещение вскоре после вступления в строй.В 1884 году в Соединенных Штатах Колумбии(которые тогда контролировали Панамский перешеек) началась очередная гражданская война. Воспользовавшись переброской колумбийских войск в Картахену ,восстал город Колон-на атлантическом побережье в районе Панамского канала.В апреле 1885 года для подавления восстания на побережье высадилась американская морская пехота,в порт вошли несколько американских военных кораблей.
Реакция чилийцев была молниеносной-на следующий день после высадки американцев у города Панама(это на тихоокеанском побережье) появился крейсер "Эсмеральда". Для защиты национальных и торговых интересов Чили. Капитан крейсера Хуан Лопес Лерманда имел приказ: « Остановить, во что бы то ни стало, возможную аннексию Панамы Соединенными Штатами» .
Надо иметь в виду,что чилийцы крайне отрицательно относились к проникновению Северо-Американских Соединенных Штатов на юг Америки.Во Второй Тихоокеанской войне (Чили против Боливии и Перу,та самая война за селитру и гуано) Штаты поддерживали противников Чили,перуанцы даже пытались передать американцам порт Чимботе под военную базу,но чилийцы ,опередив конкурентов,сами захватили город.
Еще не успел "Эсмеральда" встать на якорь в Панаме ,а американцы уже начали покидать Колон,передав 30 апреля город правительственным войскам Колумбии.
В историю этот инцидент вошел как кризис 1885 года или Панамский кризис. Роль "Эсмеральды" в отражении американской интервенции можно оценить по приведенной карикатуре из американского журнала того времени.
Дело в том,что на тот момент на всем востоке Тихого океана "Эсмеральда" был самым мощным боевым кораблем. Как писала еще одна из американских газет в августе 1885 года - « [ "Эсмеральда"] могла уничтожить наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь » . Fleet in being .
21 мая 1888 года крейсер доставил в Вальпараисо останки капитана Артуро Прата Чакона , первого лейтенанта Игнасио Серрано Монтанера и сержанта Хуана де Диоса Альдеа Фонсека ,героев сражения при Икике второй "Эсмеральды".
Следующее участие крейсера в исторических собыимях состоялось во время гражданской войны в Чили 1891 года.В январе 1891 года конфликт между президентом Хосе Мануэль Бальмаседа и Национальным Конгрессом привел к восстанию на флоте.Большая часть флота,включая "Эсмеральду" встала на сторону Конгресса,президента поддержало большинство регулярной армии.Сторонникам Конгресса удалось создать армию и начать наступление на столицу."Эсмеральда" был основной силой конгрессистов на море при высадке десантов и огневой поддержке.В январе он сопровождал броненосец "Бланко Энкалада",который вывез лидера конгрессистов Хорхе Монта на север страны.В феврале "Эсмеральда" обстрелял верные президенту береговые укрепления в Икике,а в августе внесла весомый вклад в разгром президентских войск в битве при Вальпараисо , деморализовав огнём своих тяжелых орудий правительственные войска .
В итоге Балмаседа покончил с собой ,укрывшись в аргентинском посольстве.
После гражданской войны , в марте 1894 г., чилийскому правительству на объявленный тендер поступило предложение от Armstrong Whitworth о модернизации крейсера-с заменой котлов и артиллерии , обшивкой тиком, добавлением полуюта и полубака .Однако вместо этого чилийское правительство,считая что проблему низкой мореходности и износа корпуса модернизация не решит, согласилось продать старый крейсер Японской империи,начавшей войну с Китаем.
Сделку оформили через Эквадор,продав крейсер за 200 тысяч фунтов,а уже Эквадор продал "Эсмеральду" воюющей Японии за 300 тысяч фунтов. "Эсмеральда" пересекла Тихий океан с эквадорским флагом, но под командованием командира - капитана Эмилио Гарина - и команды чилийского происхождения.Эквадору "продажа флага" обошлась в военный мятеж и смену президента.
В дальнейшем знаковое для чилийского флота имя "Эсмеральда" регулярно присутствовало в списках национального ВМФ-броненосный крейсер(1896-1930),фрегат(1946-1966),учебный корабль(с 1954).
Нынешний,шестой "Эсмеральда"-купленный в 1954 году испанский учебный корабль "Хуан де Астурия",с 1955 года 13 раз посещал Японию,в 2004 году в Токио он отметил полувековой юбилей поступления тезки на японскую службу. Экипаж посетил храм Того и в честь адмирала опрокинул там по стаканчику сакэ .
Судьба "Эсмеральды" в японском флоте.
"Эсмеральда" и последовавшие за ним поколения эльзвикских крейсеров-быстроходных бронепалубных крейсеров с тяжелыми орудиями- яркий пример того,как образованный и хорошо подготовленный дилетант получает возможность реализовать свои идеи.
Почему то весь набор объявляемых параметров эльзвикских крейсеров больше напоминает набор для рекламной брошюры,чем характеристики сбалансированного боевого корабля. Но маркетинг ,пиар и адаптация продукции под интересы целевой аудитории у Армстронга были на высоте.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.