Найти тему
BatteryMan

AGM & GEL - герметичные свинцовые аккумуляторы

Герметичные элементы питания с каждым годом увеличивают свою долю в общем объеме производства и реализации свинцово-кислотных аккумуляторов. В меньшей степени это наблюдается для автомобильных и тяговых батарей, в большей степени для стационарных и мотоциклетных. Разберемся, чем же они отличаются от традиционных аккумуляторов с жидким электролитом.

Основная проблема классических аккумуляторов с жидким электролитом

Суть ее очень простая - в процессе работы любых свинцово-кислотных батарей происходит выделение газа. Если точнее, то выделяются водород и кислород, образующиеся при электролизе воды в процессе заряда аккумулятора. Причем, если в начале заряда газовыделение слабое, то к концу, когда большая часть сульфата свинца уже превратилась в активные материалы, избыточная энергия начинает расходоваться на электролитическое разложение воды, поэтому процесс газовыделения усиливается. Этому способствуют увеличение зарядного напряжения, повышение электропроводности электролита и нагрев пластин. Про эту стадию еще говорят: "аккумулятор кипит".

Газовыделение в классическом свинцово-кислотном аккумуляторе
Газовыделение в классическом свинцово-кислотном аккумуляторе

Поскольку основным источником газообразования является вода, то со временем обнаруживается ее безвозвратная потеря. Ну, а чтобы концентрация и уровень раствора серной кислоты оставались в норме, требуется периодическая доливка этой самой воды в аккумулятор.

Сложное решение

Главной задачей при разработке герметичных свинцовых аккумуляторов являлось существенное снижение газовыделения и, соответственно, расхода воды. Способ был найден еще в 70-х годах прошлого века: обычный жидкий электролит загустили до гелеобразного состояния (GEL), особым образом смешав его с аморфным диоксидом кремния. Чуть позже была разработана альтернатива гелевому электролиту - это сепаратор из абсорбирующего стекловолокна (AGM). Обладая огромной пористостью и отличными гигроскопическими характеристиками, этот материал позволял полностью впитать и удержать необходимый для работы аккумулятора объем электролита. В иммобилизированном любым из этих способов электролите газы гораздо медленнее поднимаются на поверхность - плотная структура наполнителя (AGM или GEL) препятсвует их быстрому выходу. Относительно тяжелый молекулярный кислород помимо вертикального подъема получил возможность перемещаться в горизонтальном направлении и, что самое главное, стал в больших количествах достигать поверхности отрицательного электрода. А активный материал отрицательного электрода - чистый пористый свинец - очень легко окисляется кислородом до оксида свинца. Последний же почти мгновенно вступает в реакцию с серной кислотой с образованием сульфата свинца, который, в свою очередь, восстанавливается при заряде.

Замкнутый кислородный цикл в герметичном свинцово-кислотном аккумуляторе
Замкнутый кислородный цикл в герметичном свинцово-кислотном аккумуляторе

Несмотря на замкнутость, эта схема не может работать бесконечно, потому что водород, как ни крути, является "расходником". Поэтому параллельно c иммобилизацией электролита были пересмотрены требования к чистоте свинца, из которого изготавливаются активные материалы, а также к составу свинцового сплава, из которого изготавливаются все токоведущие детали. Дело в том, что примеси или легирующие добавки влияют на величину напряжения, необходимого для электролиза воды, и, соответственно, на интенсивность ее потери и газовыделения. В результате были применены свинцовые сплавы с оловом и кальцием для токоведущих деталей, а для активных материалов стал использоваться особо чистый свинец (99,99 % и даже чище). Все это позволило снизить потерю водорода до такой степени, что при правильной эксплуатации аккумулятора полная коррозия положительной решетки наступит быстрее, чем выйдет весь газ.

Вскрытый аккумулятор с гелевым электролитом (GEL) - хорошо виден гель над блоком электродов и в межэлектродном пространстве.
Вскрытый аккумулятор с гелевым электролитом (GEL) - хорошо виден гель над блоком электродов и в межэлектродном пространстве.

Очевидно, что иммобилизованному электролиту труднее проникать в пористую структуру активных материалов для обеспечения высокой скорости протекания реакций. Чтобы компенсировать ухудшение диффузии, в герметичных аккумуляторах повышают концентрацию раствора серной кислоты. Так, для автомобильных стартерных аккумулятрных батарей вместо традиционной плотности 1,27 - 1,28 кг/л применяют электролит плотностью 1,31 - 1,32 кг/л. Но для полной компенсации ухудшения диффузии даже этого недостаточно, поэтому увеличивают не только количество кислоты, но и количество активных материалов - герметичные аккумуляторы имеют массу на 10 - 15 % больше, чем аналогичные по характеристикам аккумуляторы с жидким электролитом.

Вскрытая аккумуляторная батарея с сепаратором из стекломата (AGM) - блоки в ячейки вставлены с натягом во избежание появления участков со свободным (жидким) электролитом.
Вскрытая аккумуляторная батарея с сепаратором из стекломата (AGM) - блоки в ячейки вставлены с натягом во избежание появления участков со свободным (жидким) электролитом.

Указанные выше меры дали возможность вместо обычной, сообщающейся с атмосферой пробкой, использовать предохранительную клапанную пробку, которая обеспечивает полную герметичность аккумулятора до определенной величины внутреннего избыточного давления (обычно около 0,1 атм). В период активного газовыделения, например, при неисправности зарядного устройства или неправильном выборе режима заряда, клапан откроется и выпустит газ. Тем самым практически полностью исключается возможность разрушения аккумулятора от превышения внутреннего давления. Стоит отметить, что клапанные устройства имеют простую конструкцию и достаточно высокую надежность при эксплуатации.

Самая распространенная конструкция клапана, чаще всего используемая на мотоциклетных и стационарных батареях. В промышленных 2-вольтовых аккумуляторах обычно используются отдельные клапанные пробки.
Самая распространенная конструкция клапана, чаще всего используемая на мотоциклетных и стационарных батареях. В промышленных 2-вольтовых аккумуляторах обычно используются отдельные клапанные пробки.

Еще одной важной особенностью герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов являются требования к зарядному устройству. Очевидно, что если не ограничивать зарядное напряжение, то никакие меры не спасут от газовыделения, поэтому зарядное оборудование и режимы заряда для герметичных аккумуляторов должны отличаться высокой точностью по стабилизации зарядного напряжения и тока.

Недостатки герметичных аккумуляторов

Хорошие эксплуатационные характеристики и практически полное отсутствие какого-либо регламентного обслуживания - это несомненно очень весомые достоинства. Однако, если бы герметичные аккумуляторы обладали только преимуществами по сравнению с классическими, то процесс полного замещения ими давно бы уже завершился. Однако, в медовой бочке имеется несколько ложек дегтя:

  • Более дорогие при одинаковых выходных параметрах. Причина: выше стоимость сырья и материалов, а также большее их количество. Кроме того, несколько выше трудоемкость изготовления.
  • Более тяжелые при одинаковых выходных параметрах. Причина: большее количество активных материалов.
  • Специфические требования к зарядному оборудованию. Причина: недопустимость перезаряда и преждевременной потери воды. Если в классическом аккумуляторе с жидким электролитом компенсация потери воды очень просто осуществляется доливкой, то в герметичном эта процедура вообще не предусмотрена. И даже если открыть клапанные пробки и добавить в аккумулятор воду, то должного эффекта это скорее всего не произведет - полноценный гомогенный электролит уже не получится. Кстати, потеря воды усугубляет ситуацию еще и тем, что при уменьшении общего объема электролита увеличивается концентрация серной кислоты. Это ведет к систематическому перегреву аккумулятора и существенно ускоряет процесс коррозии положительного токоотвода.
  • Потеря емкости при эксплуатации происходит быстрее. Причина: замкнутый кислородный цикл мешает полному заряду аккумулятора, поэтому с каждым новым циклом происходит увеличение объема невосстановленного сульфата свинца на отрицательном электроде. Справедливости ради стоит заметить, что количество это очень мало.
  • Затрудненный контроль состояния аккумулятора. Причина: отсутствие возможности контролировать плотность и температуру электролита. Диагностика ведется только по ЭДС или зарядному напряжению, а этого явно недостаточно для получения полной картины о состоянии аккумулятора.
Задавайте любые, интересующие Вас вопросы, касающиеся свинцово-кислотных аккумуляторов. С удовольствием разберем их в следующих статьях.