После смерти легендарного Брюса Ли прошло уже много лет, но споры о Маленьком Драконе, и его наследии, не утихают до сих пор. Кем он являлся на самом деле - харизматичным актером, пионером жанра «рукопашных» боевиков, или истинным мастером единоборств? И что представляет собой его стиль - таинственное и загадочное Джит Кун До?
Джит Кун До («путь опережающего кулака») – результат многолетних трудов и поисков Брюса Ли, квинтэссенция его бойцовской философии. Строго говоря, это не набор конкретных техник. Как определял сам автор, это- метод, который может быть использован в любом единоборстве. Но задумывалось данное боевое искусство, как эффективная система самозащиты, включающая в себя элементы таких единоборств, как вин чунь, английский бокс, муай тай, филиппинские боевые школы, и другие боевые искусства. Брюс Ли подчеркивал, что каждый ученик должен найти свой собственный путь, основываясь на указанных принципах, а не копировать слепо чужие техники. Джит Кун До – это своеобразный стиль без стиля. Понять, а тем более - освоить наставления мастера, довольно нелегко. Существует мнение, что Брюс Ли был великим бойцом, и весьма средним наставником. Так это, или нет, сказать трудно. Но точно известно, что много достойных продолжателей у него не было. Из учеников, продолживших его путь, это, прежде всего, Дэн Иносанто - эксперт в области множества единоборств.
Иносанто продолжил работу своего учителя, развивая его идеи, основные из которых заключались в следующем:
-идеальных единоборств не существует:
-необходимость гармонично развивать тело и дух;
-шаблоны и стереотипы мешают развитию бойца;
-для подготовки к реальному бою, требуется как можно больше спаррингов;
-Джит Кун До шире, чем просто боевое искусство; это – стиль жизни, и особая философия.
Переосмыслив с вершины своего опыта множество боевых искусств, Брюс Ли безжалостно вычеркнул из них то, что считал лишним, оставив своеобразное ядро, избавленное от «шелухи».
В практическом плане, Джит Кун До – простая и естественная школа. Важным в которой считается умение «взорваться» молниеносной связкой ударов. Брюс Ли считал, что боец должен уметь нанести любой удар в любой момент из любого положения. Основной стойкой в Джит Кун До является естественная высокая стойка, напоминающая боксерскую. Большое внимание уделяется работе ног - ударам и передвижениям. Вместо традиционных блоков, используются стопорящие удары по рукам и ногам противника. Звучит все это просто, однако, на практике повторить такое дано далеко не каждому.
Сложно сказать, является ли Джит Кун До зрелой сформировавшейся системой, или же его создатель не успел завершить свой труд. Думается, что проживи Брюс Ли более долгую жизнь, Джит Кун До могло выглядеть совсем по-иному. Но по причине преждевременной смерти молодого мастера, Джит Кун До напоминает так и не завершенную попытку создания боевого искусства высшего порядка. Нечто похожее оставил после себя и японский мастер Кеничи Саваи, создавший боевое искусство тайки-кэн. Возможно, это удел выдающихся мастеров-одиночек - подъем на вершину лестницы мастерства, который не по силам простым смертным.