Современные детские площадки очень сильно отличаются от тех, на которых играли дети в начале XX века. Прежде всего они отличаются запредельной высотой конструкций. Зачем взрослые строили детям такие жуткие качели и турники, разбиралась Настя Морозова.
Первые игровые площадки для детей стали появляться во второй половине 19 века. Сначала они появились в Германии, на территориях детских садов. Это были внутренние дворики с песочницами, куда выходили дети поиграть под присмотром воспитателей. Потом идея переехала в США, где трансформировалась в большие «песочные парки» — пространство для свободной игры по расписанию. В такие парки пускали только мальчиков по определенным дням недели. По сути это были резервации, целью которых было убрать детей с улиц быстро развивающихся городов. До этого о детском досуге никто особо не задумывался, и дети играли прямо на улицах, на дорогах, по которым ездили экипажи и уже — автомобили. А это было довольно опасно: дети гибли под колесами и копытами.
Как ни странно, озаботились безопасностью детей не какие-нибудь комитеты по охране детства, а Национальное общество защиты автомобильных дорог (США). То есть, детские площадки делались не с мыслью о комфорте детей, а с мыслью о комфорте водителей - чтобы они могли спокойно ездить по дорогам, не напрягаясь, что на дорогу выскочит ребенок.
Неудивительно, что о безопасности детей на самих детских площадках никто в то время и не задумывался. Никто попросту не придавал значения, что для детей может быть опасно, а что нет. Они бегали по улицам, лазали по деревьям и крышам, и казалось, что высокие качели и турники им, как обезьянкам, будут в самый раз.
Какое-то время все, видимо, обходилось сравнительно благополучно, потому что площадки с травмоопасными качелями, гимнастическими кольцами, цепями и лестницами высотой до 12 метров продолжали строить вплоть до 1940-х годов.
Взрослых эти площадки не только не смущали, они даже поощряли активное лазанье по ним, полагая, что польза для здоровья перевешивает риск падений с этих конструкций. Более того, учителя в гимназиях приводили детей на общественные детские площадки для занятий гимнастикой (такими были уроки физкультуры сто лет назад).
Вот одна из газетных заметок того времени об игровых площадках, которая ясно отражала отношение к ним взрослого общества: «Возьмите среднестатистических растущих детей, полных первобытного инстинкта развиваться через игру, обеспечьте им надлежащие игровые площадки, оснащенные современным игровым оборудованием, и завтра они войдут в жизнь энергичными, здоровыми, ясно мыслящими мужчинами и женщинами, чтобы сделать мир еще лучше».
Одним из самых странных и опасных приспособлений на детских площадках были так называемые «скользящие шесты» (или «наклонные шесты»).
Если вы внимательно приглядитесь к фотографиям, то увидите, что эти шесты выполняли функцию… горки, слайдера. Дети забирались по лестнице вверх, балансируя на самом верху конструкции, усаживались на эти шесты таким образом, чтобы ноги коленями обхватывали шесты и так скатывались вниз!
Ладно еще, если такие конструкции были созданы из металла, по ним было легче скользить. Но ведь взрослые догадывались делать их и из деревянных брусьев! Бедные, бедные дети… Представляем, сколько было заноз, травм и падений на таких шестах.
Самым любимым аттракционом на любой детской площадке у детей всегда были качели. В продолжении этого материала мы расскажем о том, какими были качели у детей, воспитывавшихся в прошлом веке. Без экстрима там тоже не обошлось! Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение.
- Настя Морозова