Найти в Дзене

Таинственные пуштуны, кто они?

Оглавление

Кто такие пуштуны?

Все знают о том, кто такие афганцы, но кто такие пуштуны - мало. На самом деле что афганцы, что пуштуны - один народ.

Мужчина-пуштун
Мужчина-пуштун

Пуштуны - народ, проживающий в Афганистане (9,5 млн. чел.) и на северо-западе Пакистана (15 млн. чел.). Первые упоминания об афганцах — «авганских племенах», обитающих в горах на западной границе Индии, появляются в средневековых источниках (примерно в 11 веке н.э.). В соответствии с генеалогическими преданиями афганские племена делятся на четыре основные группы, по именам родоначальников: сарбани (или сарабани), батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племён, по разным источникам, достигает 400.

Расселение

Территорией первоначального расселения афганских племён был район Сулеймановых гор (афганцы называли их «Пуштунхва»). Постепенно горцы-афганцы занимали долины и равнины, подчиняя или ассимилируя живущие там народы, либо занимая свободные территории. В 14—15 вв. афганцы расселились до Пешаварской долины, затем до областей Дир, Сват и Баджаур. Афганская народность сформировалась в основном со сложением первых государственных образований 16—18 вв. (княжество Акора, Гильзаиское княжество, княжество племени абдали в Герате; в 1747 образовалась Дурранийская держава). Афганцы отстояли свою независимость в англо-афганских войнах 1838—1842, 1878—1880, 1919, что способствовало упрочению этнической общности афганцев.

-2

Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых — дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) восточной подгруппы иранской группы индоевропейской семьи. Распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточную и юго-западную. Большинство крупных афганских групп — гильзаи, моманды, юсуфзаи и др. — говорит на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. По религии афганцы — мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи — шиитов).

Расселение пуштунов/афганцев (светло-коричневый цвет)
Расселение пуштунов/афганцев (светло-коричневый цвет)

Социальная структура

У афганцев сохранились пережитки традиционной родоплеменной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, «белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов — ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц).

-4

Джирга – важнейший элемент социально-политической организации пуштунов, орган их племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса. Она не является официальным государственным органом. Джирга (букв. – «круг», «сходка») в соответствии с решаемыми задачами имеет два уровня: сабха-джирга и самти-джирга.

Сабха-джирга - занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся одного селения или рода, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды и земли или пользования общинными угодьями, наказания нарушителей обычаев и принятых соглашений и т. п. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин.

Материальная культура и хозяйство

Основные занятия афганцев — пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков и подземных кяризов. Традиционные орудия — мотыга, кетмень. Культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, дыни, арбузы, из технических — хлопок, из кормовых культур — клевер, люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и др.

Скотоводством занимаются главным образом кочевые и полукочевые племена, которые составляют около пятой части афганцев; радиус кочевания достигает 500—1500 км. Разводят коз и курдючных овец, а также зебу, буйволов, верблюдов и ослов, в небольшом числе — лошадей. Кочевники весной отправляются со стадами на С. в горы и возвращаются осенью на зимние стоянки. Особые кочевые племена — повинда — осуществляют торговлю на пути своих перекочевок. Продукция скотоводства — шерсть и кожа - является важной статьёй экономики страны. Проводятся мероприятия по переводу кочевников на оседлый образ жизни и созданию условий для улучшения их быта. Большое распространение имеют лесной промысел, охота, различные ремёсла — кузнечное, медное, плотничье, столярное, ювелирное, выделка кож и войлоков, шерстяное и шёлковое ткачество и многое др.

Основная пища афганцев — хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса готовят суп — чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами (ачар); излюбленная пища — различные виды плова.

Жилище

Основным типом жилища у оседлых афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового или обожжённого кирпича дом прямоугольной формы, с плоской или куполообразной крышей, окружённый высоким забором из сырцового кирпича или пахсы, у кочевых — четырёхугольной формы шатёр из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре — шатёр малика. Обычно селение афганцев совпадает с родовым подразделением хель и носит его название. Небольшие селения, состоящие из домов близких родственников, называются кири.

Жилище пуштунов
Жилище пуштунов

Одежда

Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из чёрного, красного или зелёного сукна с четырьмя карманами на полах с застёжкой впереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной или шёлковой ткани без застёжек и шоли — длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду. Головной убор — тюбетейка или войлочный колпак и люнги — чалма из 5—7 метров ткани обычно белого цвета. Одежда женщин состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколотки штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. В городах у женщин различаются уличный и домашний костюм. При выходе на улицу женщина накидывает тёмную чадру. Женщины носят различные серебряные украшения с сердоликом и лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно для афганцев употребление сурьмы (считается, что насурьмлённые веки предохраняют от глазных заболеваний).

Культурные особенности

Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба афганцев за независимость, а также народные песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и др. содержания. Один из самых популярных фольклорных сюжетов- сказание о любви Адам-хана и Дурханый.

Отличительная черта пуштунов - кодекс чести "Пуштунвали"

Пуштунвали (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов»), представляет собой сумму ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей императивности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, сумму всех тех традиций, которыми афганцы, по своим собственным представлениям, отличаются от других народов.

Пуштунвали предписывают афганцу самоотверженно защищать свою родину, предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса, оказывать гостеприимство каждому, даже своему смертельному врагу, обеспечивать помощь, защиту и покровительство своим сородичам и соплеменникам в экстремальных ситуациях, почитать старших, отвечать добром на добро и злом на зло. В нем отражены формы и способы внутреннего самоуправления на всех уровнях племенных структур, морально-этические нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, обряды, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и т. д.

Пуштунвали – предмет особой национальной гордости, а также и священная обязанность пуштунов. Нормы и установления пуштунвали носят всеобъемлющий характер. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам-знатокам норм обычного права (на пушту они называются «джиргамар», «нархай», «нархгозар»). В их роли выступают умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы («белобородые» – «ришсафидан»). Они выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власти.

Основными принципами пуштунвали являются:

  1. Чувство собственного достоинства и национальная гордость (гайрaт);
  2. Честь, репутация, доброе имя (нанго-намyс);
  3. Набожность, добросовестность и порядочность (имандари);
  4. Упорство и целеустремленность (сабaт и истикамaт);
  5. Равенство (мусавaт);
  6. Компенсация (бадaл).

Понятие чести у пуштунов соприкасается с идеей, что все пуштуны-мужчины – равны вследствие их общего происхождения. Поэтому само понятие чести соразмерно понятию равенства. Истинным пуштуном считается тот, кто постоянно доказывает свою принадлежность к роду и племени.

Пуштун должен быть гостеприимным хозяином. Он обязан предоставить убежище и соглашаться на предложение о перемирии. Пуштун признает право кровной мести. Он должен быть храбрым воином, но при этом соблюдать милосердие. Пуштун должен вырабатывать в себе чувство справедливости, стойкости и готовности до конца защитить собственную честь, честь своих женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он не соблюдает этих правил его могут изгнать из племени, и он станет беззащитным.