Найти тему

Творец музыки мира – Щедрин Родион Константинович

  • Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, Премии имени Д. Д. Шостаковича, Премии Crystal Award Всемирного экономического форума, Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска»;
  • Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени.

Возвышенный «Первый концерт для фортепиано», огненная «Кармен-сюита», «Озорные частушки», ставшие классикой, «Запечатлённый ангел», воспринимаемый с замиранием сердца и многое другое – произведения, созданные Родионом Константиновичем Щедриным.

Судьба словно позаботилась о том, чтобы во второй половине ХХ века на музыкальном небосводе появилась звезда первейшей величины. Родился Родион Константинович в декабре 1932 года в семье, где всё было наполнено музыкой. Отец – Константин Михайлович – вместе с братьями, виртуозно владея несколькими инструментами, устраивал домашние концерты.

Первые уроки фортепиано Родион получил у М. Л. Гехтман. В 1941 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но война поменяла планы. Школа закрылась, а Щедрины эвакуировались в Куйбышев (ныне – Самара). Огромное влияние на Родиона оказало общение с Дмитрием Шостаковичем, который в Куйбышеве завершал работу над Седьмой симфонией. Юный музыкант посещал репетиции его оркестра.

В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище, и его создатель – Александр Васильевич Свешников – пригласил отца Родиона на должность преподавателя. Константин Михайлович попросил принять сына в число учеников учреждения. «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… – так вспоминает Родион Константинович это время. – И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором»*. В 1947 году на конкурсе композиторских работ, жюри, возглавляемое Арамом Ильичом Хачатуряном, присудило ему первую премию.

Нить судьбы Родиона Константиновича на протяжении всей жизни плотно сплеталась с судьбами тех, кто вершил историю культуры. В 1950 году одним из его учителей в Московской консерватории стал пианист Яков Владимирович Флиер. Именно он настоял на том, чтобы Родион обучался на двух факультетах – фортепианном и теоретико-композиторском. Интуиция подсказывала педагогу, что перед ним человек, который станет гордостью мировой музыки. А Юрий Александрович Шапорин – русский композитор, дирижёр, музыкальный педагог – будучи в то время преподавателем композиторского факультета, всесторонне развил сочинительский талант Щедрина.

В 1954 году «Первый концерт для фортепиано» студента Родиона Щедрина прозвучал, в исполнении автора, на пленуме ЦК КПСС. И вскоре пришло письмо, где сообщалось, что он принят в члены Союза композиторов.

Музой и женой такого человека могла стать только женщина, столь же талантливая и вовлечённая в творчество, как и Родион Константинович. Майя Плисецкая – это имя вызывает душевный трепет не только у поклонников балетного искусства. Именно она покорила сердце мастера. Их брак был зарегистрирован 2 октября 1958 года, и всю последующую совместную жизнь Щедрин посвящал произведения своей единственной любви.

Родион Константинович известен не только как композитор, но и как общественный деятель. В 1973 году его избрали на должность председателя Союза композиторов Российской Федерации. Здесь он проработал вплоть до 1990 года. Покинул его добровольно, оставшись почётным председателем. В 1989 году стал депутатом Верховного Совета СССР. «Мало кто знает, скольким молодым талантам – отверженным, гонимым властью, помог этот человек», – написал о нём Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля в честь 70-летия композитора.

-2

В декабре Родиону Константиновичу исполняется 85 лет. Его музыка живёт вместе с ним, наполняя нашу жизнь радостью и светлым мироощущением. Как говорит его друг, пианист Сергей Доренский: «Популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени… Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде».

Семь опер, пять балетов, три симфонии, четырнадцать концертов, камерная, инструментальная, вокальная, хоровая музыка, мелодии для фильмов и театральных постановок… Но, есть ощущение, что главное произведение Родиона Щедрина ещё впереди!

* Родион Щедрин. Беседа с Л. Григорьевым и Я. Платеком. //Музыкальная жизнь 1975 № 2 с. 6.