В былые времена принятое церковью объяснение причин распятия Христа могло удовлетворить большую часть верующих людей. Но с точки зрения наших современных знаний оно слишком наивно и непоследовательно. А с точки зрения морали как-то некрасиво. Даже во времена до рождения Иисуса некоторые еврейские пророки уже осуждали любые жертвоприношения, тем более человеческие. Сама по себе ситуация, когда Иисуса казнят за богохульство, но Бог почему-то воспринимает эту казнь как жертвоприношение за все прошлые и будущие грехи, выглядит нелепо. Воистину, в таком случае не только евреи не ведали, что творили величайшее жертвоприношение в истории, но и Сам Иисус, ибо Он зачем-то просил у Бога простить этих «благодетелей всего человечества».
Не нужно думать, что пройти через распятие Иисусу приказал Бог. Только демоны могут что-либо внушать неокрепшим душам. Мессии же никто ничего не внушал. На земле соблюдается Закон Свободной Воли и Бог никаких приказаний людям не даёт! Да и сама по себе идея физического жертвоприношения - это лишь отголосок язычества. В таком случае почему Иисус не избежал распятия? Может быть Он не был столь могущественен, как мы о Нём думаем?
Когда читаешь Евангелие, становится понятно, что о распятии Иисусу было заранее известно. Но Он в определённый момент времени просто перестал избегать столь очевидной опасности. Правильнее даже сказать стал провоцировать её. Чего только стоит театрализованный въезд в Иерусалим на осле! Даже не обладая даром предвидения, можно было догадаться, какую реакцию это вызовет у иерусалимских священников. Но даром предвидения Он обладал. Мог Иисус избежать распятия? Конечно мог. Но не стал избегать.
Само по себе это решение Иисуса всегда вызывало внутренний протест у многих людей. Так возникали предположения о том, что на самом деле Иисус не был распят, что распяли кого-то другого. Например мусульмане полагают, что распятия Христа не было, что это только показалось людям. Но распятие было. И в самом Коране прямого противоречия с этим фактом нет, ведь Иисус действительно не умер, но обрёл жизнь вечную. И, если в Коране говорится о воскрешении Иисуса, то, естественно, что прежде чем воскреснуть, Ему нужно было взойти на крест. Живые, как вы понимаете, не воскресают.
Итак, решение о необходимости идти до конца — это решение Иисуса. В подтверждение этого приведу слова самого Иисуса из Евангелия от Иоанна (10: 17-18)
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.»
То есть Иисус получил в дар от Бога возможность воскресать по своей воле. Знал Господь, что это свойство Его посланнику понадобится.
В те времена, впрочем как и до сих пор, все ждали Мессию. Ждали того, который придёт и всё изменит. Как могло всё измениться? Только если изменился бы уровень духовного развития народа. Народ — это не абстрактное понятие, это конкретные люди. Чтобы изменить их сознание, необходимо, чтобы они поверили и приняли новые знания. Невозможно никого облагодетельствовать против его воли. Когда посланнику поверят? Когда Он докажет свои слова и когда Его статус подтвердит кто-то ещё, а точнее пророки. И ещё Посланнику поверят тогда, когда Он будет соответствовать тому, чего от Него все ждут. Оговорюсь, что на самом деле такое соответствие не обязательно является показателем связи с Богом.
Таким образом пророчества требовалось соблюсти. Именно поэтому, несмотря на опасность, Иисус въезжает в Иерусалим как Царь иудейский. В Евангелиях неоднократно упоминается, что Иисус исполнил то одно, то другое пророчество. Как будто того, что Он сделал или содержания Его учения недостаточно, чтобы Ему поверить. Однако иудеи очень серьёзно относились к тому, что было написано пророками. Но ждали они вовсе не Великого Учителя, который откроет им истину о жизни, Боге и мире, или Того, кто поднимет их уровень духовности на недостижимую до сих пор высоту, расширит их знания, и уже вследствие этого изменит всю их жизнь. Вовсе нет. Ожидания были куда приземлённее. Предполагалось, что придёт великий царь, который «сделает Израиль снова великим», освободит от римлян и поставит евреев над всеми остальными народами, как народ самый исключительный и богоизбранный.
Естественно, Иисус понимал, что у евреев, находящихся на том уровне развития, не было никаких шансов победить Рим, и тем более повести все народы за собой в светлое будущее. Любые жертвы были бы напрасными. Так был ли смысл становиться во главе и вести свой народ на бойню? Тем более, что у Бога нет никакого избранного народа (в смысле национальности). Все народы тасуются как колода карт: сегодня один народ навязывает свои ценности другим менее успешным и развитым соседям, а завтра другой. Но можно было попытаться дать шанс «богоизбранному народу» стать мудрее и чище, дать толчок к развитию, пусть даже и пожертвовав ради этой цели жизнью.
Вообще пребывание на земле не было лёгким и приятным для Иисуса. Даже обычные люди бывает стонут от мирских мерзостей. Что уж говорить о человеке, который доподлинно знал как вообще могло бы быть по-другому, если бы люди жили по Божески. Помните роман Стругацких «Трудно быть Богом»? В момент после общения с Высшим миром, после преображения на горе, Иисуса особенно «накрыла» тоска по Дому, по Братьям, по свету и любви. И когда с учениками
«они пришли к народу, то подошёл к Нему человек и, преклоняя перед Ним колени сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает.» (Мф 17: 14-18)
Иисус, отвечая сказал:
«О, род неверный и развращённый! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»
И сетовал Иисус вовсе не на этого конкретного человека или его сына. Не были эти люди ничем хуже или грешнее, чем все прочие. Возможно даже они были всего-лишь жертвами всего того порядка, который царил тогда, да и продолжает царить теперь на земле. Иисус знал и понимал о мире больше, чем все Его современники. И, если не Он, то кто мог попытаться хоть что-нибудь изменить?
Но как и почему смерть Иисуса на кресте могла способствовать благим изменениям? От Иисуса народ, и в особенности фарисеи, постоянно требовали показать знамения. Уж не знаю, были ли чудеса, творимые Христом не достаточно убедительными, либо описание этих чудес дошло до нас в несколько преувеличенном виде, но факт остаётся фактом: народ требовал доказательств того учения, которое проповедовал Иисус. Точнее даже не доказательств учения (какому крестьянину нужны эти учения!), а доказательств того, что Иисус говорит от Бога. Вот после одного из таких требований, Он и пообещал:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.» (Мф 12: 38-39)
В те времена, да и сейчас, возможность бессмертия души подвергалась сомнению и даже отрицалась. Поэтому, конечно, Иисус задумался о том, как Он сможет доказать возможность бессмертия души — краеугольный камень всего Учения. И, хотя возможность «явить знамение» для доказательства учения и была важной причиной не избегать суда и распятия, это была не единственная и не основная причина.
Читать продолжение статьи