В Европу возвращается клубный футбол. В след за немецкой Бундеслигой возобновили свои чемпионаты в Дании, Чехии, Польше, Украине, Сербии и Венгрии. В ближайшие недели возьмут старт другие топ-лиги в Испании (с 8 июня), Англии (с 17 июня) и Италии (с 20 июня). С 21 июня стартует Тинькофф Российская Премьер-Лига. При этом чемпионаты Голландии, Бельгии, Шотландии и Франции завершились досрочно. За рестартом сезона в клубном европейском сезоне возвращаются и спонсоры – как спортивных лиг, так и клубов. Новые реалии, новые решения!
Согласно последнему исследованию от УЕФА по футбольным лигам и клубам «Ландшафт европейского клубного футбола» доходы от спонсорства всех европейских клубов и лиг составили более €6,3 млрд., которые собрали в 54-х высших дивизионах, что составило слабый рост в 1% от показателей прошлого сезона.
Доходы от спонсорства у футбольных лиг
Более половины высших дивизионов Европы заключили или имеют сделки о правах на именование с национальными чемпионатами, а некоторые имеют в наличии титульных спонсоров и во вторых дивизионах. Английская Премьер-лига и немецкая Бундеслига – два самых именитых высших дивизиона, которые не заключили подобных сделок на этот сезон. Почти треть партнеров, получивших права на официальное именование лиг, относятся к игорному бизнесу. Довольно заметно также присутствие фирм, оказывающих финансовые услуги (главным образом, банков), и телекоммуникационных компаний: они спонсируют 10 и 8 европейских высших дивизионов соответственно. В начале 2020 года этот список пополнила и российская Премьер-лига с новым титульным спонсором – Банком Тинькофф.
Изучая разбивку совокупного дохода по основным маркетинговым продуктам для 20 ведущих европейских чемпионатов по футболу, которые имеют совокупный доход более €120 млн. можно отметить существенные различия между странами. К примеру, у клубов Английской Премьер-Лиги из совокупного дохода €5 439 млн., доходы от спонсорства составили €1 414 млн. или 26% соответственно. Второй показатель у Бундеслиги - €1,2 млрд., или 38%, в то время как у клубов Российской Премьер-Лиги они составили €436 млн. или 58% от всех источников доходов.
Титульные спонсоры клубов Европы
70% всех клубов высших дивизионов сохранили тех же титульных спонсоров, что и в минувшем сезоне, а 30% клубов, напротив, нашли новых. Обычно (но не всегда) спонсор рекламы на футболке – это самый ценный спонсор/партнер клуба. Английская Премьер-лига в очередной раз укрепила свою репутацию самой привлекательной в мире: в сезоне 2019/20 у ее клубов было 18 иностранных титульных спонсоров (13 из Азии, 4 из Северной Америки и 1 из Африки). Испания (11) и Украина (7) – еще две страны, где больше, чем у половины команд высшего дивизиона штаб-квартиры титульных спонсоров находятся в других странах. С другой стороны, у всех австрийских, голландских и норвежских клубов в сезоне 2019/20 титульными спонсорами были только национальные бренды.
На стоимость спонсорских контрактов спортивных клубов влияют многие факторы. Один из главных — уровень турнира. В зависимости от вида спорта и спортивных показателей в течение сезона клуб может выступать в 1–4 турнирах. Это могут быть национальный чемпионат, Кубки страны или лиги, Еврокубки. Если футбольный клуб играет в Лиге чемпионов УЕФА, то сотрудничество спонсора с таким клубом будет стоить дороже, чем если бы этот же клуб играл в Лиге Европы.
Но и возможности в этих турнирах разные. Если в национальных чемпионатах и Кубках страны больше возможностей для привлечения спонсоров у клубов (размещение рекламы на форме, игровой площадке и на аренах), то уже в Еврокубках большая часть спонсорских прав принадлежит организаторам соревнований. Например, вся реклама на спортивных аренах и вокруг игрового поля на групповых этапах Лига чемпионов УЕФА и Лиги Европы принадлежит УЕФА. Клубы по итогам выступлений получают отчисления из дохода от реализации коллективных маркетинговых прав. Исходя из этого, клубы могут подписывать спонсорские договора как на все турниры сразу, так и отдельно на каждый турнир.
Компании - спонсоры клубов
В топ-10 по титульному спонсорству входят клубы четырех ведущих лиг. Возглавляет список самый дорогой контракт английского «Манчестер Юнайтед» с Chevrolet на €73 млн. в год, а замыкает десятку мюнхенская «Бавария» с €35 млн. в год. Остальные клубы имеют значительно меньшие суммы от своих титульных спонсоров.
Статус титульного спонсора наиболее привлекателен для компаний — потенциальных спонсоров. Титульный спонсор получает возможность интегрировать своё имя с названием турнира, лиги или спортивной арены. Получает широкие возможности по размещению своего бренда на рекламных поверхностях. Как правило, логотипы или рекламные названия таких спонсоров наносятся на лицевой стороне игровой формы — самом заметном месте. Данная позиция также является единственной для предложения.
Чаще других на майках ведущих клубов Европы свои бренды размещают компании розничной торговли, букмекеры, банки и производители промышленных товаров – в этом плане они вне конкуренции. По сравнению с прошлым сезоном число клубов, размещающих на футболках именования из первых двух секторов, увеличилось на 10, а вот у отраслей финансовых услуг и промышленных товаров рыночные доли в этом отношении снизились. В целом у 15% клубов к моменту начала сезона не было титульных спонсоров. По сравнению с прошлым сезоном это означает рост на 1 процентный пункт. В 40 высших дивизионах был, по меньшей мере, один клуб без титульного.
В России вне конкуренции госмонополии - «Газпром», РЖД, ВТБ и «Россети». Среди российских клубов наибольшие доходы у «Зенита» — €168,0 млн. евро. Доходы от коммерческих контрактов — €144,9 млн. евро, которые принесло клубу сотрудничество с ПАО «Газпром», АЗС «Газпромнефть», ОАО «Газпромбанк» и другими спонсорами. Российские железные дороги (РЖД), которым принадлежит ФК «Локомотив» (Москва), перечислили в бюджет красно-зеленых 5,5 млрд. рублей. Банковская группа ВТБ поддерживает ФК «Динамо» (Москва) и на содержание клуба в начале 2020 года выделила 4,2 млрд. рублей. Договор рассчитан на год. Пятилетний, знаковый для России контракт на 4,2 млрд. рублей (около 130 млн. долл.) в 2013 году с госмонополией подписал и частный клуб — ПФК ЦСКА (Москва). Согласно договору он ежегодно получал от ОАО «Россети» около $26 млн в год (по текущему курсу). Но это были тучные времена российской экономики и у наших клубов клубов были такие контракты, сейчас суммы спонсорских контрактов значительно уменьшаются.
Еще одной хорошей статьей доходов от спонсоров являются контракты с техническими спонсорами. Вот ТОП-5 действующих контрактов с производителями спортивной экипировки. Но это отдельная тема, к которой мы обратимся в ближайшем будущем.
Приятного просмотра возобновленных чемпионатов и следите за спонсорами! Комментарии, лайки, подписки и репосты приветствуются!