Найти в Дзене
Вечный Рим

Типы гладиаторских шлемов

Оглавление

Галеа или кассис - (лат. Galea / Cassis) - древнеримское название шлема. Для античности гладиаторские шлемы были уникальными по своей конструкции. Только они защищали голову полностью, включая лицо. Как правило были богато украшены чеканкой, имели вставки для перьев. Делались из бронзовых сплавов. Также еще одна особенность заключалась в том, что в зависимости от типа гладиаторов тип шлема также мог сильно меняться.

Все шлемы можно разделить по конструктивным особенностям. Некоторые группы шлемов использовало несколько типов гладиаторов.

Также следует отметить, что есть шлема, которые существуют только на изобразительных источниках.

Тип I

Предполагается, что шлемы типа I использовали в основном провокаторы. По своей конструкции они наиболее близки к классическим пехотным имперским шлемам. Купол шлема представляет собой единую конструкцию с типичным для легионерских шлемов формы и назатыльником. От них же он унаследовал и "козырек" от верхних ударов. Главные отличия - это нащечники, в данным случае расширенные до полноценной маски, защищающие все лицо, свойственные уже гладиаторам, а также другие типы чеканных украшений шлема.

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века
Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5658. Середина 1-го века

В качестве наиболее хорошо сохранившегося экспоната шлема можно рассмотреть провокаторский шлем из Помпей, найденный в портике театров и хранящийся в национальном археологическом музее Неаполя. Он выполнен из бронзы, обильно украшен чеканкой. На лобной части шлема красуется один из верховных символов триумфа, побед и славы - орел, держащий в клюве венок. На верхней части шлема вплоть до затылка располагается богатая растительность, предполагается, что также являлась символом победы, обилия и удачи. И на самом затылке имеются изображение экипировки самого провокатора - шлема, ножен, маники, щита с дигмой (рисунком). Что интересно - шлем также украшен, что является примером простейшей рекурсии. На лицевой части имеется также 2 сложных чеканных изображения людских лиц, предположительно богов. Шлем имеет сквозные отверстия для вставки перьев. Помимо чеканки, он имеет менее заметные украшения- гравировочные узоры, расположенные между основными рисунками.

Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5657. Середина 1-го века
Шлем провокатора. Бронза. Помпеи, портик театров. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв.№5657. Середина 1-го века

Идентификация шлема и сопоставление его с определенным типом гладиаторов является не тривиальной задачей из-за большого разнообразия как самих гладиаторов на изобразительных источниках, так и найденных шлемов. К примеру у провокатора встречаются барельефы как полностью соответствующие по характерным чертам найденные (Помпеи), так и имеющие явно несколько другой тип (Турция). Возможно это говорит о локальных отличительных признаков гладиаторов, отличающихся в зависимости от региона. Также существуют изобразительные источники с провокаторами со шлемами без масок, которые за исключением перьев у висков, полностью повторяли пехотные шлемы.

Классический провокатор из Помпей. Национальный музей Неаполя. Середина 1-го века н.э.
Классический провокатор из Помпей. Национальный музей Неаполя. Середина 1-го века н.э.

Также подходящими под данный тип шлемов можно считать таких гладиаторов, как эквиты и димахеры. Однако по отличительным элементам с изобразительных источников можно характеризовать шлем, как промежуточный вариант между I-ым и III-им типом, имеющий совсем небольшой "козырек" по всему периметру окружности купола. Тем не менее, данные особенности изображения можно отнести и к художественным условностям, так как таких шлемов не найдено.

Димахер. 1-3 век н.э.
Димахер. 1-3 век н.э.

Тип II

Шлемы II-го типа использовали секуторы и сциссоры. Эти шлема также имели затыльник сзади, но на отдельных находках он имел продолжение в виде фрагмента рельефа маски. В отличии от шлемов I-го типа, имел небольшой выступ-гребень на верхушке, а также значительно меньшее количество чеканных украшений, словно соблюдая максимальную практичность в своем назначении. Еще одно важное отличие от прочих типов гладиаторских шлемов - это отсутствие сеток на глазницах защиты лица. Защита глаз осуществлялась путем значительно меньших отверстий для обзора, что, наверное было главным минусом таких шлемов.

Гладиаторский шлем II-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5643. Середина 1-го века н.э.
Гладиаторский шлем II-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5643. Середина 1-го века н.э.

Благодаря малому количеству конструктивных элементов, шлемы II-го типа легко опознать на барельефах. Они отчетливо видны у секуторов и сциссоров на различных изобразительных источниках - фресках, мозаиках, барельефах и статуетках. Следует также отметить, что существуют барельефы, где у сциссоров другой тип шлема, напоминающий гибридный I-III тип.

Терракотовая статуэтка секутора. 1-ый век н.э.
Терракотовая статуэтка секутора. 1-ый век н.э.

Тип III

Шлемы III-го типа использовали мурмиллоны, гопломахи и фракийцы. Мурмиллоны и фракийцы были наиболее популярными типами гладиаторов, благодаря чему на них источников больше всего. Это были составные шлема с большим куполом, на котором располагался гребень. Иногда его украшали перьями., также их вставляли и по бокам шлема в соответствующие отверстия. Также обязательным конструктивным элементом был широкий ободок по периметру купола различных размеров и форм, который придавал шлему уникальную форму для античной эпохи в целом.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5673. Середина 1-го века н.э.
Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5673. Середина 1-го века н.э.

Рассмотрим один из наиболее интересных примеров из Помпейской коллекции, также найденном в портике театров. У этого шлема III-го типа По периметру виден защитный выступ, можно сказать что это в каком смысле максимально удлиненный в ширину подзатыльник. Передняя часть скорее имела визуальные функции. Над выступом чеканкой изображен сюжет триумфа - по бокам изображена Виктория, далее идут захваченный в плен варвар и традиционный для триумфа элемент- "трофей". Необычным для гладиаторских шлемов является изображение "Сигн" по центру. Шлем имеет отверстия для вставки перьев. Также есть "кассетница" для сменных гребней, которые скорее всего надевались на парадные выходы. Также интересно, что у данного шлема сетка для глаз могла открываться вне зависимости от нащечников.

Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.
Гладиаторский шлем III-го типа. Помпеи. Национальный археологический музей, Неаполь. Инв. 5649. Середина 1-го века н.э.

Главной отличительной чертой фракийского шлема, выделяющий его в отдельный подтип, был грифон, располагающийся на вершине гребня. Как и классический мурмиллонский, он мог украшаться перьями, чеканкой и гравировкой.

Бронзовая фигурка с гопломахом. Neues Museum, Берлин. 2-ой век н.э.
Бронзовая фигурка с гопломахом. Neues Museum, Берлин. 2-ой век н.э.

Шлема III-го типа легко узнаются на барельефах, фресках, фигурка и мозаиках. Их сохранилось просто огромное количество, благодаря чему о данном типе шлема известно много информации.

Барельеф с гладиаторами из Помпей. Середина 1-го века н.э.
Барельеф с гладиаторами из Помпей. Середина 1-го века н.э.

Статья взята с ресурса по античной истории и реконструкции: https://x-legio.com

Схожие темы

Гладиатор, Шлемы римской армии, Мурмиллон, Фракиец, Провокатор, Гопломах, Секутор, Сциссор, Димахер, Эквит