Команда исследователей из Венского Университета, во главе с антропологом Роном Пинхаси, провела детальный анализ ДНК людей бронзового века, живших в Южном Леванте. Учёные стремились ответить на три основных вопроса: генетическая однородность людей того времени, их вероятное происхождение относительно более ранних людей, изменения родословных в регионе со времён бронзового века.
Исследователи выделили и изучили ДНК людей из пяти археологических памятников бронзового века. Все они относятся к материальной культуре Ханаана и, вероятнее всего, имеют два источника: людей, живших в регионе в более ранний период, и людей, прибывших в регион из горной системы Загроса. Обе популяции смешались в примерно равных пропорциях.
Данные показывают сильное генетическое сходство, включая компонент популяции, связанной с Загросом медно-каменного века и Кавказа раннего бронзового века. Он вызван потоком генов, продолжавшимся до конца бронзового века и повлиявшим на современную левантийскую популяцию. Источник происхождения данных групп невозможно полноценно смоделировать из-за нехватки данных, что подчёркивает важнейшую роль миграций в регион после бронзового века в течение 3000 лет. Исследование показывает, что переселение людей с Кавказа и Загроса началось 4500 тыс. лет назад и, вероятнее всего, даже раньше. Это переселение (не обязательно равномерное) продолжалось в течение всего бронзового века.
«Популяция Северного Леванта на протяжении всего бронзового века не была равномерна. Скорее, мы наблюдаем переселение людей из севера Древнего Ближнего Востока в регион в течение довольно длительного периода времени. Ханаанцы культурно и генетически схожи. Вдобавок, данный регион стал свидетелем передвижений более поздней популяции людей, приходивших с северо-востока, юга и запада», — утверждает Роном Пинхаси.
Учитывая познания в археологии и истории Древнего Ближнего Востока, команда исследователей удивилась наличию сильного компонента Кавказа и Загроса в популяциях бронзового века, а также продолжающейся миграции из этих районов в течении 2 тысячелетия до н.э. Согласно археологическим данным, Южный Левант бронзового века представлен городами-государствами со схожими материальными культурами. Сейчас можно сделать вывод о том, что есть и генетическое сходство между этими популяциями, показывающее культурное единство, связанное с общим происхождением. «Наши результаты создают комплексную генетическую картину первых жителей Южного Леванта в течение второго тысячетелетия до н.э.», — говорит Пинхаси.
Редакторы: Анна Теплова и Елена Королёва.