Всем привет!🖐
Сегодня хочу поговорить о женских образах в картинах Константина Алексеевича Васильева. В этой публикации расскажу историю создания нескольких картин, которые мне наиболее запомнились.
Картина «Ожидание» создана в 1976 году. Лик девушки, написанный на этой картине, Васильев пронёс через многие сюжеты своих полотен. Образ русской женщины, поморки, ставший для него символом женственности и красоты, послужил основой созданного Васильевым канона женского лица, по которому и писал он женские образы в разных сюжетах.
Чтобы было более понятно то о чём я говорю, приведу пример. В иконах, например, пишут лик богоматери, которой на всех иконах похож, но меняется поза или окружение.
В этой картине художник постарался передать тревогу женщины, которая ждёт любимого. Ждёт и верит, что он жив и вернётся домой.
Как создавалась эта картина? Среди разных историй существует такая: однажды Илья Глазунов пригласил Константина Алексеевича на открытие своей выставки, которая проходила в большом Манеже.
Глазунов показывал гостям экспозицию, в это время Васильев подошёл к картине «Русская красавица» и вслух начинал рассуждать: «Ну какая же эта русская красавица?». Все замолчали и ошарашено посмотрели на Васильева, тот, как ни в чём ни бывало, продолжил смотреть выставку.
Когда же Константин Алексеевич вернулся домой, то сел за создание эскизов женского портрета, которые в итоге «выросли» в картину «Ожидание». Художник хотел сохранить тему и подачу, перекликающуюся с картиной Глазунова, но образ передать совершенно иной. Чтобы не отходить от подачи, Васильев взял во дворе своего дома берёзовые доски, которые лежали для хозяйственных нужд, и из них сколотил раму для картины. Картина словно ожила, она заиграла всеми красками в этой простой раме, таким образом, у художника получилось гармонично соединить рукотворное с живой природой.
Теперь рассмотрим другую картину Васильева: «Жница». Художник написал эту картину в подарок своей матушке на пятидесятилетие. На картине изображена девушка, которая облокотилась на березу, держит в руке серп и грустно смотрит в бесконечность. За её спиной виднеется вечерний пейзаж, восходит месяц. Если всмотреться в сюжет, то мы увидим, что берёзка поранена, серп словно нависает над головой, васильки, сплетённые в венок надеты на голову героини. Все перечисленные атрибуты — символы смерти в славянской мифологии.
Клавдия Парменовна удивилась такому подарку и спросила сына: зачем такую грустную девушку изобразил на холсте? Художник ответил, что чувствует скорую смерть свою, и эти ощущения постарался передать через этот образ.
Как утверждают биографы художника, на картине изображена богиня смерти Морена (Мара). Её символ — серп, которым она жнёт жизни, выходит она только по ночам, каждое утро она пытается погубить солнце, но ужас перед его яркими лучами не даёт ей это сделать.
А вот ещё один образ девушки, он отличается от других. Это картина «Русалка». Как вы помните, в первой части я рассказывала, что у Константина Алексеевича были две сестры. Младшая сестра, Людмила, была очень близка художнику, они много времени проводили вместе, у них были общие интересы. Людмила и Константин обожали музыку и могли слушать и обсуждать её бесконечно. Константин Алексеевич писал картины в присутствии сестры и слушал, как она читает ему былины. В разговорах с братом сестра часто подсказывала — кого можно было бы написать из героев в его сюжетах.
Как рассказывает биограф Анатолий Доронин, однажды Людмила поехала погостить к тётке на Урал, там искупалась в местном озере. Оказалось, с местного завода в 60-е годы был огромный радиоактивный выброс в то самое озеро. Девушка получила огромную дозу радиации и умерла через пару месяцев. Семья тяжело переживала эту потерю.
Думая о сестре, Константин создал сюжет картины: на переднем плане сидит молодая девушка с распущенными волосами. Она сидит на берёзке и грустно смотрит куда-то в бесконечность, на ней лёгкое платье, которое напоминает саван. За её спиной темнеет мёртвое озеро, рядом огромный ствол ольхи, словно чудище огромное, ползёт к ней. Создаётся ощущение, что русалка слушает музыку, и звуки напоминают ей о родных и любимых, которых она оставила в мире живых.
Есть ещё одна картина, которая впечатлила меня своим сюжетом. «Евпраксия». На картине изображена княгиня Евпраксия Рязанская, греческая царевна, жена Фёдора Юрьевича, князя Рязанского.
По рассказам летописей, княгиня была красавицей. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, пожелал, чтобы её привели к нему. В 1237 году князь Фёдор отказался привести жену в Орду, за что был убит по приказу Батыя. Узнав об участи своего мужа, Евпраксия вместе со своим ребёнком Иваном-Постником бросилась с крыши княжеского терема (по другим данным – колокольни храма Святого Николая). Русской Православной церковью княгиня Евпраксия прославлена в лике святых с именованием Рязанская Зарайская. Город Красный, где жили князь и княгиня, переименовали в Зарайск, потому что здесь княгиня себя убила или «заразила», если говорить по-старославянски, и первое время называли город Заразском, это потом уже народный говор дал ему современное звучание.
На картине женщина изображена в действии. Она уже сделала шаг, бросилась с крыши, это последние секунды перед смертью. Зритель видит, что в её глазах нет ни капли страха, она решительно делает этот шаг, крепко прижав к груди ребёнка.
Художника очень интересовали те люди, оставившие след в нашей истории, которые были бескомпромиссные, шли на отчаянные шаги ради чести, жертвовали своей жизнью, но не сдавались врагу.
Конечно, я рассказала только о тех, картинах, которые меня впечатлили, но есть ещё портреты, героини из эпических саг, множество рисунков и зарисовок с героинями прошлых лет.
Дорогие читатели, а вам какой образ ближе всего по духу в картинах Константина Васильева?