Энди Уорхол один из немногих художников, который может похвастаться тем, что его работы массово тиражируются потомками. Те же банки с супом Campbells перенесли уже на все возможные предметы: блокноты, футболки, носки, чехлы на телефон и так далее. Тут конкуренты только Климт, Ван Гог да Мунк с его “Криком”. Поэтому часть работ Энди знают все и очень хорошо.
Читайте больше о современном искусстве в моем инстаграме!
Уорхол, как истинный “поэт современной жизни”, изображал сегодняшний день. Но с необычных ракурсов. Да, все ежедневно видели суп Campbell's в супермаркете. Но никому не приходило в голову рассматривать эту банку. И уж тем более думать о ней, как о символе эпохи потребления. Энди увеличил жестянку во много раз и перенес на холст. Теперь она известна на весь мир и стоит много денег.
Коммерческая иллюстрация.
Уорхол начинал как коммерческий иллюстратор — сотрудничал с брендами и журналами. И был довольно успешен в этой сфере. В 50-х его причисляли к одному из лучших графиков. Но Уорхола интересовало высокое и потянуло в искусство. Так, а чем же прославились его иллюстрации? Своим узнаваемым стилем и техникой blotted line (рваная линия). Посмотрите на работы и сразу станет понятно, в чем фишка.
Коробки Брилло
Уорхол ваял еще и скульптуры. И тоже по образу и подобию продукции ближайшего супермаркета. Самая известная из них — коробки Brillo, которые в точности повторяли коробки из-под стирального порошка. Такие же пропорции, такая же “упаковка”. Отличало от настоящих их только то, что они не настоящие. Да, именно так. Внутри не было никакого порошка, а сделаны они были из дерева, а не из картона, как полагается коробкам из магазина. Работа как бы задает зрителям и критикам вопрос “Как мы определяем, что одно искусство, а другое нет?” Вопрос актуален даже сейчас. Он очень важный и показательный для искусства нового времени.
Электронные рисунки
В 1965 году Уорхол по заказу Commodore International поучаствовал в PR-кампании новой модели персонального компьютера Amiga 100. Художника выбрали, чтобы он продемонстрировал графические возможности новейшей на тот момент техники. В старом аналоге “пейнта” он нарисовал банку с супом, Венеру Боттичелли с тремя глазами и автопортрет. Работы нашли на дискетах Уорхола только в 2014 году. По банке супа понятно, насколько Энди было непривычно работать мышкой. Но этот способ создания изображений вызывал у него не меньший интерес, чем камера и полароиды в свое время.
Полароиды
За жизнь Энди сделал много моментальных фотографий. Очень много. Он фотографировал всё и всех вокруг, будто снимает сторьки в инсту. Полароиды он использовал и как основу для будущих шелкографий со звёздами. Правда эти фото уже тщательно готовились. Приходит к нему в студию, например, Лайза Минелли, они обедают, делают ей мейкап с большим количеством пудры, затем раздаются щелчки фотоаппарата. А уже потом Уорхол переносит изображение на холст. Конечно, фирма “Полароид” не могла оставить это без внимания. Уорхол участвовал в одной из их рекламных кампаний, делая снимки на новую модель фотика.
Фильмы
Мужчина спит, мужчина ест гриб, Эмпайр стейт билдинг просто стоит на протяжении 8-ми часов. Это не описание выходного дня в Нью-Йорке, это фильмы Энди Уорхола. Вряд ли вы решите скоротать за ними вечерок. Во многих из них нет сюжета, звука или даже актёров. Например, фильм «Sleep» (1963) длится 5 часов и 20 минут, в течение которых Уорхол предлагает зрителю полюбоваться на спящего Джона Джорно, актёра, который в то время был любовником художника. На премьеру фильма пришло 9 человек, двое из которых не просидели в зале и часа. Кинокартина «Kiss» (1963) представляет из себя 50 минут целующихся пар (в том числе и гомосексуальных). Они чередуются с интервалом в 3 с половиной минуты. Ещё Уорхол снял небоскрёб Empire State Building, который можно наблюдать на экране в течение 8-ми часов. На вопрос о том, зачем нужен такой странный фильм, он ответил: «Посмотреть, как течёт время».