Найти тему
unk_energy

С энергией многое понятно и немного скучно

Говорят, #пандемия пошла на спад. Это означает, что мировая экономика постепенно будет возвращаться в рабочее состояние. При множестве апокалиптических прогнозов, скорее всего, ничего страшного происходить не будет. Скоро восстановится и энергетический рынок. Известно, что энергия является некоторой субстанцией, которую индустриально-технологическая среда преобразует в товары и услуги, используя для этого дополнительно и неэнергетические природные ресурсы. Наглядно взаимосвязь между товарным производством и расходом энергии на эти цели представляется в виде простой линейной корреляции между мировым валовым продуктом и мировым потреблением энергии. Такой характер связи между потреблением энергии и валовым продуктом выводится математически при описании многоэтапного процесса производства товаров с учетом разделения труда на разных этапах передела в технологических процессах. При этом предполагается, что производители, обеспечивающие выполнение работ на каждом из этапов передела продукции, обмениваются результатами своего труда так, чтобы покрыть издержки производства, оплатить налоги и получить некоторую прибыль. Близкая к линейной зависимость характерна и не только для мирового хозяйства в целом, но и для отдельных стран. Просто, при подсчетах энергозатрат следует учитывать количество энергии, которое потрачено на изготовление импортируемых компонентов. Выгодно покупать на мировом рынке товары начального передела, на производство которых потрачено много энергии, и использовать их для изготовления товаров конечного потребления, которые стоят дорого, а энергии при их изготовлении требуется мало. Это обстоятельство, по сути, и послужило «научным обоснованием» процесса глобализации. В развивающиеся страны перенесли технологические этапы производства, связанные с изготовлением продукции начальных этапов передела, а завершающий этап – изготовление товаров конечного потребления развитые страны оставили у себя. Расход энергии относительно небольшой, а деньги по максимуму. Но с начала этого века, и экономика развивающихся стран тоже приобрела комплексный характер, они стали все больше производить товаров конечного потребления, и различия между развитыми и развивающимися странами стали сокращаться не только по энергопотреблению, но и по удельному валовому продукту, как это видно из рисунка. Стало понятно, что дальнейшее движение по пути глобализации опасно, в мире появится очень много весьма агрессивных конкурентов и кроме этого всем им нужны будут природные ресурсы. Начал формироваться новый процесс – процесс антиглобализации. В нем развитые страны стремятся вернуть обратно к себе производства начальных этапов передела продукции. При этом преследуются две цели – первая, обеспечить надежность собственных экономик, и, вторая, постараться максимально затормозить развивающийся мир.

Вряд ли, конечно, этот процесс закончится успехом. Выравнивание мира по всем параметрам практически неизбежно. Хотя, и в этом случае мировое разделение труда в какой-то форме сохраниться.

Уже из этого простого рассмотрения понятно, чтобы занять на мировом рынке достойное место, следует ориентировать экономику на производство товаров конечного потребления, товаров с большой добавленной стоимостью. Торговля товарами начальных этапов передела продукции, требует больших энергетических затрат, но в части финансовых результатов их вклад получается скромный. Рассуждать о выгоде или невыгоде торговли энергоресурсами, конечно, следует с учетом сложившейся практики в конкретной стране, однако общая тенденция ориентации экономики на производство товаров с большой добавленной стоимостью представляется все же более перспективной.

Не следует думать, что такое представление о приоритетах всеми понимается одинаково. В некоторых исследованиях экономического развития активно продвигается другое направление. Выглядят эти рассуждения так. Возрастающее потребление энергоресурсов в мире неизбежно приведет к их дефициту, и тогда производители энергоисточников обретут возможность диктовать свои условия на рынке. Активизация таких воззрений все чаще проявляется после очередного скачка цен на энергоресурсы на мировом рынке. Сейчас, после существенного сокращения спроса на энергоресурсы, обусловленного распространением зловредного вируса, в большей степени доминирует взгляды людей, скептически настроенных относительно энергетического доминирования.

Чтобы с этими противоречиями немного разобраться, уделим еще немного внимания фундаментальными позициями присутствия энергетики в экономическом процессе. Особенности энергии, как специфической субстанции в экономике, обусловлены следующим важными признаками. Энергию можно использовать только один раз и заменить ее ничем нельзя. Энергия необходима при производстве любого товара или услуги. Иначе говоря, не будет энергии, не будет и товаров. Однако, современная экономика рассматривает все многообразие разных энергоисточников как обычный товар, который имеет вполне определенную рыночную цену и обменивается на другие товары в соответствии с рыночной ценой.

В современном обществе, как показывает практика, доля валового продукта, которая расходуется на обеспечение экономики энергией, ограничена. Очевидно, что только часть валового продукта можно расходовать на эти цели. Нормальное функционирование экономики требует, чтобы, доля затрат на первичную энергию была около 6% МВП (Мирового Валового Продукта), и на электроэнергию около 3.5%. Но так было не всегда. Полвека назад, доля затрат на обеспечение экономики электроэнергией была существенно выше и составляла более 10%. В настоящее время в странах, передовых в технологическом отношении, затраты на электроэнергию еще меньше, чем в среднем по миру, около 2.5%, и процесс сокращения доли расходов #ВВП на электроэнергию продолжается.

Рост валового продукта происходит одновременно с ростом потребления энергии, но на единицу прироста потребления энергии прирост валового продукта больше, и по этой причине доля затрат ВВП на энергию уменьшается. Это обстоятельство приводит к интересному результату. Еще в семидесятые годы прошлого века #экономика умножала единицу затрат на электроэнергию в 10 раз, т.е. производство электроэнергии на 1 доллар приводило к производству товаров конечного потребления на 10 долларов. Если посмотреть на ту же ситуацию сегодня, то получается, что #электроэнергия на 1 доллар приводит к производству товаров конечного потребления уже на 25 долларов, а развитых странах на 50 долларов. И очевидно, этот коэффициент умножения стоимости энергии в экономике будет и дальше увеличиваться. Это обстоятельство подвергает сомнению правило рыночного регулирования цен на электроэнергию, когда она определяется из баланса спроса и предложения. Очевидно, что, понизив цену для большего удовлетворения спроса, системный выигрыш будет во много раз большим, по сравнению с вариантом более высокой цены на электроэнергию. Такую особенность формирования цены на электроэнергию особенно важно учитывать в тарифной политике, когда цена назначается экспертами, и мотивы ее повышения или понижения, зачастую не поддаются разумному объяснению. Все это очень важно, поскольку тарифная политика способна привести к формированию такого уровня цен на электроэнергию, которые вообще остановят экономический рост.

Кратное умножение энергетических затрат экономикой по мере продвижения к продукции конечного потребления вызвано повышением ее (экономики) структурной сложности в процессе роста. Реализовано это так. Давно стало понятно, что для повышения интенсивности производства товаров наиболее выгодно разделить технологическую цепочку производства на несколько этапов. Выгодно каждый из этих этапов выполнять одновременно с другими, т.е. параллельно. Потом собирают продукцию с разных этапов передела и получают товар конечного потребления. По существу, это означает, что структурное усложнение экономики – это увеличение в ней числа этапов передела продукции, а чтобы это реализовать, необходимо большее потребление энергии. Оценка структурной сложности современной мировой экономики показывает, что она соответствует примерно 6-7 этапам передела продукции, в экономически развитых странах (США, Германия, Япония и др.) число этапов передела продукции более 10.

Дальнейшее развитие непременно связано с ростом производства электроэнергии как наиболее приемлемой, по своим потребительским качествам, энергетической формы для экономики. Сейчас потребление электроэнергии в развитых странах находится на уровне 11-18 тыс. кВт час в год в расчете на одного человека. Энергия не является непосредственно потребительским товаром, она лишь предоставляет возможность конвертировать ее в товар и организовать технологический процесс наиболее оптимальным способом. Но без нее организовать такой процесс конвертации в продукт конечного потребления нельзя. Сейчас в рост потребления первичной энергии в мире составляет около 1-1.5% в год, а рост производства электроэнергии более 3.5% в год. И эта тенденция, опережающий рост электропотребления, безо всяких сомнений, будет укрепляться и в ближайшей и в отдаленной перспективе.

К сожалению, отказ #России от плановой экономики в конце прошлого столетия и ее перестройка на «рыночные рельсы» происходили в условиях острой идеологической борьбы и под влиянием «партнеров-советников» из «дружественных развитых стран», при остром дефиците национальных профессиональных кадров, понимающих теорию и практику реальной экономики, это, естественно, привело к тому, что экономическое развитие пошло по пути примитивизации промышленных производств и увеличения торговли сырьем. Несмотря на множественные разговоры о необходимости отказа от сырьевой ориентации экономики, эта тенденция доминирует на практике. Наглядно об этом свидетельствует состояние отечественной энергетической отрасли. Россия поставляет на мировой рынок примерно половину добываемого ископаемого топлива, дополнительно еще около 30% товарной продукции начальных этапов передела, изготовление которой требует больших энергозатрат. Большие группы людей активно стремятся увеличить эти поставки, всячески нарастить объем своей деятельности. В среднем цена поставляемого на мировой рынок товара составляет примерно 0.5 долларов за килограмм, при этом, импортируемый товар приобретается по цене более 1.5 долларов за килограмм. В сложившихся условиях, количество людей, которые реализуют эти процессы – функционирование сырьевой экономики, их достаток и благополучие увеличиваются, их политическое влияние растет. В отрасли, связанной с продажей сырьевых ресурсов, увеличивается приток «свежих» сил, там хорошо, там сытно. Огромные природные ресурсы России являются объективным гарантом успеха при движении по пути упрощения экономической структуры именно сырьевой экономики. Пока этот тренд формирования сырьевой экономики успешно реализуется, и активно поддерживается обществом.

В давние времена по удельному производству электроэнергии США занимали 8 место в мире, а СССР 10 место. Сейчас США сохранили свои позиции, а Россия откатилась на 30 место. В кругах современных «интеллектуалов» появились откровения, что больше электроэнергии нам и не надо, ведь рынок больше не требует. Нам и то, что производится, съесть не удается. В России производится примерно 7000 кВт час электроэнергии в год на одного человека, в развитых странах Европы, Америки, Азии 12-18 тысяч кВт часов. Нетрудно понять, что подобные настроения указывают на то, что структурное усложнение отечественной экономики не происходит и произойти не может при сохранении экономической политики, определяющей жизнь страны последние десятилетия. Просто, ни элите, ни большинству населения не выгодно развивать экономику высоких переделов, экономику с большой добавленной стоимостью.

Сырьевая экономика истоки своего формирования берет от Советского Союза. Сформировалась она в те годы, когда плановые и целевые начала экономической политики реализовывались существенно жестче, в сравнении с нынешним «либеральным» временем.

Но, к сожалению, ускоренный бег цивилизации в направлении прогресса остановить нельзя. И только по этой причине, невзирая на любые внутренние настроения, большое отставание от окружающего мира, вынудит Россию наращивать потребление электроэнергии, причем потребуется весьма масштабный рост. Еще большие трудности представляют вопросы развития инфраструктуры, обеспечивающие рост потребления энергии как минимум в два раза, по отношению к современному уровню. Сейчас доля затрат на электроэнергию в РФ составляет около 6% ВВП, это почти в два раза больше в сравнении общемировым уровнем. Высокие цены на электроэнергию надо снижать, ее производство увеличивать, потребление электроэнергии наращивать. По масштабу задачи, фактически, надо будет построить еще одну страну и успеть сделать это еще до того, как ослабнет заградительный барьер ядерного оружия, способный максимально исключить помехи, с удовольствием преподносимые России разными «партнерами».

Обозначенные цели лишены какой-бы то ни было политической окраски. Просто, как говорится, положение обязывает соблюдать условия жизни такими, как они приняты в мире. Надо научиться потреблять электроэнергию, в достойном страны количестве и с достойной эффективностью, не меньше и не хуже, чем у других претендентов на мировое доминирование. Отставание в этой области, значит отставание в уровне жизни, отставание в технологическом развитии, отставание в культуре, в общем, отставание во всем.

Гениальная формулировка энергетической стратегии «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны!» удивительно точна, и отказываться от нее нет никаких оснований.

Наука
7 млн интересуются