Найти тему
КиноФайлы

Клоны «Крепкого орешка»

Оглавление

В 1988 году на экраны вышел фильм «Крепкий орешек». Мог ли кто-то тогда предположить, что картина, от участия в которой отказались чуть ли не все записные экшен-звезды того времени, станет хитом проката, а не игравший раньше в боевиках Брюс Уиллис, мгновенно встанет в один ряд со Сталлоне и Шварценеггером? Но и это не самое главное. «Крепкий орешек» фактически сформирует каноны субжанра – боевика про героя-одиночку, противостоящего захватившим тот или иной объект террористам. Вышедший в 1990 году сиквел, кассовые сборы которого значительно превзошли показатели первой серии, дал Голливуду ясный сигнал о том, какое кино нужно (а главное - выгодно) снимать.

Подобно тому, как сейчас Голливуд штампует экранизации комиксов, тогда, в далекие уже 90-е, киноделы поставили на конвейер производство «антитеррористических» картин. Отмечу сразу, что в своей статье я употребляю слово «клоны» совсем не в негативном ключе. Я не вижу ничего плохого в грамотном использовании и развитии удачных идей, а фильмы, представленные ниже, как мне кажется, достойны внимания и вполне могут развлечь тихим домашним вечером.

Все эти фильмы, в большей или меньшей степени, объединяет сходство с «Крепким орешком». Главные герои в них не идут напролом, как Джон Рэмбо, от бедра из пулемета расстреливая толпы врагов. Они предпочитают валить гадов поодиночке, прячась в укромных местах и передвигаясь перебежками. Злодеи здесь, как правило, поначалу действуют невероятно слаженно и очень изобретательно. План у них надежен, как швейцарские часы – но только до того момента, пока в дело не вмешивается наш герой. Главный же злодей высокомерно хладнокровен и любит циничные шутки.

Статья не претендует на полное раскрытие темы, а лишь описывает ряд картин, подпадающих под обозначенные выше критерии.

«В осаде» (Under Siege, 1992) и «В осаде 2: Тёмная территория» (Under Siege 2: Dark Territory, 1995)

На российских телеканалах в 90-е фильм чаще именовали «Захватом», а его сиквел «Захватом 2». Кейси Райбок – пожалуй, самый известный герой Стивена Сигала, его визитная карточка. Крутой корабельный кок Кейси вступает в неравную схватку с плохими парнями, захватившими линкор «Миссури». Среди плохишей особо выделяются Томми Ли Джонс и Гэри Бьюзи. Фильм – несомненная классика 90-х.

Кадр из фильма «В осаде» (1992)
Кадр из фильма «В осаде» (1992)

Поставил «В осаде» Эндрю Дэвис, ранее выпустивший «Кодекс молчания» с Чаком Норрисом, а также другой сигаловский хит - «Над законом». В 1993 году, сразу после выхода «В осаде», Дэвис снимет еще один легендарный боевик – «Беглец» с Харрисоном Фордом и Томми Ли Джонсом. Кстати говоря, Форд согласился играть в Беглеце» после того, как посмотрел «В осаде».

С концепцией «Крепкого орешка на море» связана забавная история. Дело в том, что в раннем варианте сценария «Крепкого орешка 3» речь шла о захвате круизного лайнера. В итоге этот сюжет сочли слишком уж похожим на «В осаде», и в качестве сценария для нового «Орешка» использовали то, что изначально предназначалось для четвертого «Смертельного оружия».

Мировые сборы «В осаде» составили почти 157 млн $ (из них 83,5 млн $ в США) при бюджете в 35 млн. Кроме того, фильм был номинирован на «Оскар» за звук. Кассовый успех, а также хорошие отзывы зрителей привели к созданию сиквела.

Кадр из фильма «В осаде 2: Темная территория» (1995)
Кадр из фильма «В осаде 2: Темная территория» (1995)

Действие второй части развернулось в поезде, куда на беду террористам попал Кейси Райбок. Здесь мы видим практически полное следование традициям «Крепкого орешка», чей Макклейн во второй части «случайно» пришел встречать жену аккурат во время атаки террористов. «В осаде 2» не стал настолько успешным, как первая часть - при возросшем бюджете в 60 млн $ картина в мировом прокате заработала примерно 104 млн $. Но российский зритель полюбил это кино почти также сильно, как и первую часть.

Наверняка, если бы касса второй части оказалась побольше, нас бы ждал триквел. Но в Голливуде все решают деньги. Тем не менее, в 2016 году Сигал несколько неожиданно сообщил в твиттере, что планируется создание третьей части. Увы (или к счастью), но пока за этим заявлением ничего не последовало.

«Пассажир 57» (Passenger 57, 1992)

В ноябре 1992 года, спустя пару месяцев после выхода «В осаде», на экранах появилась еще одна история с захватом заложников.

Кадр из фильма «Пассажир 57» (1992)
Кадр из фильма «Пассажир 57» (1992)

Специалист по безопасности авиаперевозок Джон Каттер (Уэсли Снайпс) волею судьбы оказывается на захваченном террористами самолете. Возглавляет негодяев тип по имени Чарльз Рейн (Брюс Пэйн), своими повадками напоминающий Ганса Грубера. Понятное дело, что полиция и ФБР бессильны против хладнокровного гения Рейна, а остановить его сможет только Каттер, которому в этом деле будет помогать стюардесса Марти.

Получилась отличная вариация на тему «Крепкий орешек на самолете»: динамично и зрелищно. Кино с лихвой окупило свой 15-миллионный бюджет, собрав в кинотеатрах США 44 млн $. Этот фильм дал мощный толчок карьере Уэсли Снайпса в качестве экшен-героя.

Интересно, что изначально сценарий создавался под Клинта Иствуда, а террористы должны были иметь иранское происхождение. В итоге от этой идеи отказались, не желая придавать развлекательной картине какой-либо политический или социальный оттенок.

Подробную история создания фильма «Пассажир 57» читайте на канале

«Внезапная смерть» (Sudden Death, 1995)

Жан-Клод Ван Дамм решил не отставать от своего конкурента Сигала, и тоже снялся в своей версии «Крепкого орешка». На сей раз террористы захватили стадион, на котором проводится финал Кубка Стэнли между «Питтсбург Пингвинз» и «Чикаго Блэкхокс».

Кадр из фильма «Внезапная смерть» (1995)
Кадр из фильма «Внезапная смерть» (1995)

Картину поставил Питер Хайамс, ранее снявший с Ван Даммом «Патруль времени». Сценаристы и продюсеры не скрывали того, что снимают кино а-ля «Крепкий орешек». Роль антагониста исполнил Пауэрс Бут, который отмечал явное сходство своего героя с Гансом Грубером.

На съемках была задействована тогдашняя арена «Пингвинз» - «Сивик Центр», который в народе называют «Иглу». Эпизодийные роли сыграли реальные игроки «Пингвинз», а также комментаторы и дикторы, работающие на матчах команды.

Кино получилось динамичным и зрелищным, в лучших традициях жанра. Вот только повторить успех Сигала по кассовым сборам не удалось. При бюджете в 35 млн $ в американском прокате фильм собрал лишь 20 млн $. Немного спас дело мировой прокат, сделавший общую кассу фильма равной примерно 64 млн $, а также доходы от видеопроката и продаж прав показа по телевидению. Сказалась вторичность картины, а также тот факт, что в этот же год вышли конкуренты в лице третьей части «Орешка» и второй части «В осаде». Из-за неудачи в прокате съемки сиквела, выход которого намечался на 1997 год, был отменены. Тем не менее, повторюсь, картина, на мой взгляд, получилась достойной.

В августе 2019 года стало известно, что «Нетфликс» и «Юниверсал» планируют перезапуск истории, сделав ее более комедийной. Проект получил название «Welcome to Sudden Death». Главные роли сыграют Майкл Джей Уайт и Гэри Оуэн.

Подробную история создания фильма «Внезапная смерть» читайте на канале

«Приказано уничтожить» (Executive Decision, 1996)

Знакомый нам по роли Пуаро Дэвид Суше неожиданно сбрил усы и захватил самолет. Остановить его должен был Стивен Сигал, но что-то пошло не так...

Кадр из фильма «Приказано уничтожить» (1996)
Кадр из фильма «Приказано уничтожить» (1996)

«Приказано уничтожить» был очень амбициозным проектом, на который студия «Уорнер» возлагала большие надежды. Казалось, что на волне успеха «В осаде», заполучив на главную роль Стивена Сигала, можно не сомневаться в успехе предприятия. Были выделены серьезные средства на съемки, приглашены отличные актеры, а сценарий написали братья Томас, подарившие нам двух «Хищников».

Увы, но проект начал рушиться по вине Стивена Сигала, которого, судя по всему, опьянил успех его предыдущих картин. Сигал всячески вмешивался в производство картины, конфликтовал с актерами и съемочной группой. К тому же, как на зло, в прессу просочились скандальные истории о домашнем насилии и сексуальных домогательствах, в которых Сигала обвинили сразу несколько актрис.

В итоге терпение продюсеров закончилось, и решено было отказаться от Сигала, как главной звезды картины. Главным героем стал персонаж Курта Рассела, а участие Сигала было минимизировано. Это не пошло на пользу ни Сигалу, ни фильму. Сигал, понятное дело, лишался главной роли, что само по себе плохо (тогда его карьера как раз начинала буксовать, а потом и вовсе пошла под откос). Ну а кино лишилось харизматичного крутого парня, способного живописно крушить террористов. Рассел играет роль интеллектуала, экшен не по его части, а зритель ждал чего-то в духе «Орешков» и «В осаде» . Заполнить вакуум, который образовался после фактического удаления из сценария персонажа Сигала, киноделы ничем не смогли. Картина сильно провисает в середине, когда и нужно было как следует зажечь приемами рукопашного боя.

Кадр из фильма «Приказано уничтожить» (1996)
Кадр из фильма «Приказано уничтожить» (1996)

Фильм не сказать, чтобы плохой, но совершенно ясно, что он мог быть намного лучше. При бюджете в 60 млн $ картина собрала в американском прокате 56,5 млн $, а общие мировые сборы составили 121 млн $. «Уорнер» рассчитывали явно на большее.

«Скала» (The Rock, 1996)

Неудачи второй части «В осаде», «Внезапной смерти» и «Приказано уничтожить», казалось бы, говорили о том, что тема зрителям надоела, пора уже закругляться. Но «Скала», вышедшая на несколько месяцев позже «Приказано уничтожить», показала, что грамотный подход к материалу способен увлечь зрителя, а потому рано ставить крест на фильмах про захваты заложников.

Кадр из фильма «Скала» (1996)
Кадр из фильма «Скала» (1996)

Бывшие военные берут в заложники группу туристов в недействующей тюрьме на острове Алькатрас. При себе террористы имеют особо опасное химическое оружие. Их требование – деньги в сумме 100 млн $.

Создатели «Скалы», в отличие от тех, кто снимал «Приказано уничтожить», смогли развить идеи «Крепкого орешка» и освежить жанр боевика. И это несмотря на то, что от участия в фильме отказался Шварценеггер. Главной удачей фильма стал очень крепкий дуэт Коннери и Кейджа. Герой Кейджа вовсе не был похож на крутого парня (да он им и не является), но именно ему уготована судьба спасать заложников и Америку. Ну а Коннери считает «Скалу» своим лучшим фильмом в 90-х. Еще, конечно же, зрителям запомнился антагонист в исполнении Эда Харриса. Харрис не пытается копировать Ганса Грубера. Напротив, его героем движет чувство справедливости, долга и чести.

Нельзя не отметить и прекрасную музыкальную тему фильма, созданную Хансом Циммером, а также отличную постановку экшен-сцен Майклом Бэем.

Фильм с лихой окупил свой 75-миллионный бюджет, собрав в США 134 млн $. Общие мировые сборы составили 335 млн $.

«Воздушная тюрьма» (Con Air, 1997)

Нетривиальный подход к идее захвата заложников продемонстрировала и команда «Воздушной тюрьмы». Самое удивительное, что данный фильм - дебют режиссера Саймон Уэста в полнометражном кино. До этого Уэст снимал рекламные ролики. Успех «Воздушной тюрьмы» мгновенно сделал Уэста одним из самых востребованных экшен-режиссеров Голливуда.

Кадр из фильма «Воздушная тюрьма» (1997)
Кадр из фильма «Воздушная тюрьма» (1997)

Не меньшую пользу принесла «Воздушная тюрьма» и Николасу Кейджу, уже заявившему о себе на ниве экшена великолепной «Скалой». Теперь, когда вышла «Воздушная тюрьма», уже не было сомнений, что в Голливуде произошла смена поколений в жанре боевиков. Уходили в тень Шварценеггер, Сталлоне, Ван Дамм и Сигал, а им на смену пришли Николас Кейдж и Киану Ривз. Из старой гвардии на тот момент разве что Брюс Уиллис не сдавал своих позиций.

Вообще, актерский ансамбль в «Воздушной тюрьме» подобрался отменный. В фильме сыграли Джон Кьюсак, Джон Малкович и Стив Бушеми.

Картине сопутствовал коммерческий успех. Обладая бюджетом в 75 млн $, в США картина собрала 101 млн $, а общая касса составила 224 млн $.

Облик героя боевиков ближе к концу 90-х изменился. Мускулистые ребята уступали место «интеллигенции» (впрочем, сейчас мода на мышцу вернулась). Я уверен, что не последнюю роль в очеловечивании героев боевика сыграл еще в конце 80-х именно «Крепкий орешек».

«Самолет президента» (Air Force One, 1997)

Спустя буквально полтора месяца после премьеры «Воздушной тюрьмы», на экраны вышла еще одна история о захвате самолета. «Самолет президента» - пафосно-клюквенная история о русских террористах во главе с Гэри Олдменом, захвативших самолет американского президента. Роль доблестного главы мира США исполнил Харрисон Форд.

Кадр из фильма «Самолет президента» (1997)
Кадр из фильма «Самолет президента» (1997)

Примечательно кино тем, что на главную роль в числе прочих рассматривали Арнольда Шварценеггера, чьи политические амбиции ни для кого не секрет. Поставил «Самолет президента» Вольфганг Петерсен, ворвавшийся в Голливуд в середине 80-х с хитовой «Бесконечной историей».

Честно говоря, мои симпатии в этом фильме всегда были на стороне русских террористов, несмотря на то, что Гэри Олдмен честно пытается воплотить на экране максимально отмороженного гада. Ну не получается у меня быть сторонником патентованной американской демократии – пусть даже ее представляет Харрисон Форд.

В прокате фильм показал себя просто великолепно. И это несмотря на то, что немного раньше стартовал мощный конкурент в лице «Воздушной тюрьмы». При бюджете в 85 млн $, в американском прокате фильм собрал 173 млн $, а общие сборы составили 315 млн $.

«Турбулентность» (Turbulence, 1997)

Этот фильм можно назвать женской версией «Крепкого орешка» и «Пассажира 57» с сильным уклоном в сторону триллера. Главную роль сыграла Лорен Холли, а главгадом стал Рэй Лиотта.

Кадр из фильма «Турбулентность» (1997)
Кадр из фильма «Турбулентность» (1997)

В прокате «Турбулентность» провалилась, собрав 11,5 мл $ при бюджете в 55 млн $. Наверное, сказался тот факт, что чуть раньше вышли аж два фильма на тему захвата самолета: «Воздушная тюрьма» и «Самолет президента». Но определенную славу кино все же получило. На кассетах «Турбулентность» весьма бойко распространялась в нашей стране. Картина получила два продолжения «категории б», смотреть которые совсем не обязательно (вышли в 1999 и 2001 годах).

Создатели «Турбулентности» применили интересный подход, решив возложить бремя спасения жизней не на крутого отставного копа или спецназовца, а на хрупкую девушку. Такие персонажи, как героиня Лорен Холли, обычно выполняют роль подруг крутых парней, помогающих им наказывать негодяев. Сами девушки при этом остаются в тени и, конечно, нуждаются в защите - вспомним стюардесс из «Пассажира 57» или «Коммандо». Но не в это раз! Конечно, рассудив здраво, сценаристы поняли, что стюардесса вряд ли способна укокошить десяток террористов, а потому злодей в картине всего один, но зато какой. Рэй Лиотта блестяще сыграл отморозка, используя на полную катушку свое отрицательное обаяние. Несколько несправедливыми кажутся мне нападки критиков на Лорен Холли, которую даже выдвигали на «Золотую малину» за роль в «Турбулентности».

Актуально ли такое кино сейчас?

Как видим, с переменным успехом концепция «Крепкого орешка» использовалась Голливудом на всем протяжении 90-х годов. Сложно сказать, насколько сильно выдохлась эта тема к нулевым, но тут произошло событие, которое на некоторое время фактически наложило негласное табу на подобного рода фильмы. Речь идет, конечно, о терактах 11 сентября 2001 года. После этих терактов развлекать зрителей историями о героях-одиночках, бодро выпиливающих террористов, Голливуд не спешил. Уверен, множество сценариев на данную тему отложили в сторону именно по этой причине. Например, совершенно точно известно, что «Правдивая ложь» уже имела готовый сценарий для сиквела, где речь, как и в первой части, шла о террористах. И этот сценарий мгновенно стал непригодным.

Но годы идут, раны залечиваются, а история имеет свойство повторяться. И вот уже новые экшен-герои опять спасают заложников. На сей раз этим делом занимается Джерард Батлер в «Падении Олимпа», Ченнинг Тейтум в «Штурме Белого дома» и Дуэйн Джонсон в «Небоскребе». Но это, пожалуй, тема для отдельной заметки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Подробная история создания фильма «Пассажир 57»
Подробная история создания фильма «Внезапная смерть»
Обзор фильма «Небоскрёб»
Боевики 2020 года
Наследники «Бегущего по лезвию»
Неснятые фильмы Арнольда Шварценеггера
Неснятые фильмы Сильвестра Сталлоне
Несыгранные роли Жан-Клода Ван Дамма
Несыгранные роли Николаса Кейджа

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!