Найти в Дзене
Мифический край

Славянские лесные духи. Часть 2

Оглавление

Славянские лесные духи. Часть 2

Чугайстер — персонаж украинской мифологии. Обросший черной или белой шерстью лесной человек с голубыми глазами. Он танцуем, поет, гоняется за мавками. Образ Чугайстра (Чугайстрина, Лесного Человека) знают только в Украинских Карпатах — он неизвестен прочим славянам. Происхождение названия Чугайстер доподлинно не известно Исследователи связывают это слово с «чугой», «чуганей» — верхней одеждой, которую ткут так, что она имеет вид большой овечьей шкуры с длинной шерстью, с «гайстром-журавлем», или даже со сторожевыми казацкими башнями, которые называли чугами и естественными проточинами в камне — «чугилом». Про Чугайстра говорят, что он внешне выглядит как мужчина, но высокий, как сосна. Он ходит по лесу в белой одежде или вовсе без одежды, и его не может убить ни человек, ни зверь, потому что таким он на свет уродился. Ему только и нужно, что спрятаться в лесу и поджидать мавок. А когда он их увидит, то сразу же схватит и разорвет надвое и съест. Встретив в лесу живую душу, Чугайстер не причиняет ей зла, а вежливо приглашает потанцевать. Множество черт Чугайстера объединяют его с ветром. Он и сам может появляться в образе ветра, или вихря. Как ветер, Чугайстер может залезать в дымоход и петь. Танцует он как вихрь и танец этот губителен для обычного человека, он так быстр, что обувь не выдерживает. Существо это чрезвычайно древнее, не всегда обладающее зубами, а потому не выговаривает как следует всех звуков. Именно эта шепелявость и заставляет думать, что Чугайстер принадлежит к потусторонним существам. Часто говорят, что Чугайстер «на одной ноге». Он, как Баба-Яга, может оторвать свою ногу — и рубить ей дрова. В лесу Чугайстера не следует свистеть и кричать, чтобы не призвать Лесного Человека. Чугайстер со своим исполинским ростом может закручиваться в огромное колесо вокруг костра и греться. Этим он похож на змея, потусторонняя природа которого несомненна.

Белун

В белорусской мифологии полевой дух в облике белобородого старика, предлагающий встречному утереть ему нос, за что щедро награждает золотом, тут же исчезая.

В Белоруссии есть поверье, будто Белун является заблудившимся в лесу и молча, почти невидимо выводит путников на прямую и верную дорогу, с которой они сбились; будто он присутствует на нивах во время жатвы и помогает жнецам успешно жать. Но всего чаще рассказывают Белорусцы, как Белун является беднякам в жыце (во ржи) с сумою денег на носу. Заметив бедняка, — говорят, — Белун манит его к себе рукою; потом, если бедняк не решается подойти, он сам подходит к нему и просит его утереть себе нос. Если бедняк послушается и утрет ему нос (что всегда бывает, потому что Белун является днем), то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезает. Количество денег бывает смотря по тому, чем бедняк утрет нос Белуну. Если утрет рукою, то денег высыплется из сумы столько, сколько можно забрать рукою; если же платком, или шапкою, или полою свиты (верхней одежды Белорусского мужика), то денег высыплется из сумы Белуна столько, сколько может поместиться в платке, в шапке или в поле одежды. Белорусцы представляют Белуна стариком с длинною, белою, но не седою бородою, в белом саване, с белым посохом. Поговорка: "Мусиць, пасябрывся з Белуном" — "Должно быть, подружился с Белуном", то есть, верно, его посетило счастье. "Ціомна ў лесе без Белуна" — "Темно в лесу без Белуна", то есть Белун — проводник в темном, глухом лесу.

-2


Боровички — по славянской мифологии маленькие старички, подчиненные боровика, хозяева грибов. Вот такой про него есть детский стишок: Старичок-боровичок Спать улёгся на бочок, На зелёные травинки (Лишь бы не на дно корзинки). Сбилась шляпка на бочок, Сладко спит боровичок, А наступит новый день - Тень подарит старый пень

-3


Лаюн

Есть в славянских поверьях дух, который охраняет зарытые в земле клады, называли его Лаюном . Как только на добро охраняемое этим духом покушался какой - нибудь кладоискатель тут и появлялся Лаюн в образе собаки лайки и зачастую отпугивал подобных охотников.

-4


Пырнэ (сум.) — согласно инородческим поверьям, дух-защитник, призванный в мир Первыми людьми. Судя по легенде, Пырнэ — могучий шестипалый медведь, чья особенность выделяет его среди других лесных царей и дает ему великую власть над прочими медведями. Как говорят инородцы, Первые люди призвали Пырнэ после того, как обнаружили жилище источника их бед — подводную избу Хынь-ики, Подземного старика, живущего в доме из рыбьих костей на дне Оби. Несмотря на то, что Первые люди заручились покровительством Най-эквы, Красной женщины, которая ненавидела и презирала своего болтливого брата Хынь-ику, им все равно не хватало сил противостоять колдовству Могучего, который крал людей, чтобы пресытить свое любопытство.

Когда Первые люди поняли, что жать помощи от Могучей не будет, они оглянулись вокруг и спросили себя — «Кто самый могучий зверь? Кому поклоняются лоси и волки, кому дикие пчелы приносят мед? Кто прокладывает в тайге тропы, подобно Идущим? ». Так, в ответ на их мольбы, в мир пришел Великий Пырнэ, первый Званый. Как говорит миф, первые люди указали Царю-Медведю путь к избе Подземного старика, и глубокой ночью Пырнэ смог пленить Хынь-ику. Испугавшись, Хынь-ика заперся в своем логове, и теперь только птицы приносят ему вести о том, что происходит в мире.

Но зимой, когда птицы улетают на юг, любопытство одерживает верхи, и тогда Хынь-ика дожидается, покуда Пырнэ не отвлечется или не уснет — и совершает побег. Приняв образ гагары или ворона, Подземный старик выходит на охоту за людьми, а Шестипалый, осознав, что он подвел людей, бросается в погоню. Так как Пырнэ живет сразу в Трех Мирах , то он всегда находит беглеца и снова заточает его в узилище. Люди, живущие на территории Сибири, все еще почитают Пырнэ как лесного царя и первого защитника от козней Подземного старика. В честь него проводят праздники, а его изображение служит охранным знаком на стойбищах и капищах.

Культ Пырнэ распространился и в русских деревнях и отдаленных форпостах Сибири, поскольку кто как не Великий медведь защитит поселенцев и первопроходцев от ужасов сибирской земли?..

-5