Найти в Дзене

Дети снегов. Часть 2

Оглавление

Ушма

Солнышко. Кругом солнышко. Кажется, что им пропитана осенняя листва берез. Стволы сосен светятся, согревая собой пространство. Разноцветные горы соединяются дыханием с ярко-голубым небом. «На двоих у нас одно дыхание…». Контраст — черное (это не ветви деревьев, а колючая проволока). Мы в поселке Ушма. Место бывшей колонии. Заходим в полуразвалившийся изолятор. Здесь сохранились нары, прикрепленные цепями к стенам, решетки на окнах... Сыро, затхло, очень хочется обратно под голубое небо.

Бывшая зона в п.Ушма
Бывшая зона в п.Ушма

Улицы поселка пусты, людей нет и в домах. Поселок брошен пять лет назад. На крылечке одного из домов сидит белка. «Кого здесь бояться?» — смотрит она на нас. Жителей в Ушме осталось всего трое — манси Степан Анямов, бойкая бабуля (бывшая «зечка»), да ее «дед». Чего делить им, казалось бы, — земли столько, на пятки никто не наступает. Так и здесь дружбы нет: дед гоняет бабку (как напьется), бабка ругается со Степаном: «Собаки эти его мансийские моих коз рвут!». Степан же молча собирается да в лес на охоту уходит.

Облюбовали здесь домик одни «верующие старообрядцы» — так нам бабка сказала. Видели мы на обратном пути этих «старообрядцев». Картинка была еще та: в глухом краю Северного Урала по дороге бредут, толкая перед собой тачку, два еврея: пейсы, шляпы, плащи — все при них. В общем — Израиль мелкого масштаба. Может, они ссыльные какие из своей «Священной земли», этакие «раскольники», прячущие свою веру во ее спасение подальше от цивилизации. Хорошо: перевезут сюда жен, детей нарожают, землю вскопают, и заживет поселок по-новому — без нар, да ссор... (Да, мечты о всемировом счастье!).

Но пройдем «Израиль», ведь путь наш лежит дальше от него и поселка Ушма — восемь километров вверх берегом Лозьвы, в мансийский поселок Тресколье.

Тресколье

Вдоль дороги — бусинки брусники, кое-где попадается не склеванная птицами черника. Август. Бабье лето, осень. В лесу взлетают большие глухари, ветками хрустят, а может это кто другой? Становится страшновато. Идем-то без ружья.

— Интересно, а медведи здесь есть?
— Есть, да они сейчас не свирепые, сытые.
— А когда они свирепые?
— После спячки (в апреле), когда голодные, и в брачный период.
— Ну все как у людей!

Принимаемся подсчитывать, когда у медведя может быль брачный период? Дружно решаем, что в октябре, и смело идем дальше.

На привале Савелий Павлович Анямов (наш проводник) рассказывает, как раньше уважали его местные жители и высшее начальство. Ведь он 12 лет был председателем сельсовета в Бурмантово.

«Десятью поселками я руководил, всегда всем помогал. А начальство меня на правительственные дачи приглашало, на вертолете туда летал — были времена».

Расспрашиваю его на любимую туристами тему: «о девяти дятловцах» (место их гибели недалеко от Тресколья). Рассказывает:

«Я в то время в армии служил, а мой брат оленей пас как раз в тех краях, в те дни много оленей погибло. А его за то чуть не посадили — говорили: «Сам уничтожил, съел, продал». Я думаю, что это ракеты запускали. Ракетное топливо сжигает воздух — вот олени и задохнулись — те, которые в низине были; а которые выше забрались — те спаслись, и сам брат тоже. Много манси тогда в связи с этим делом загребли, думали, что это они «нашаманили чего-то».

Вот так мы в советские времена «не верили» в сверхъестественные силы!

С разговорами подходим к Лозьве, на другом берегу в километре — поселок. Но и лодка, к сожалению, на том берегу. Когда-то здесь даже пристань была — видны остатки деревянного помоста. Валерий Алексеевич перебирается вброд за лодкой. Благодаря его стараниям, удачно переправляемся.

В п. Тресколье через р. Лозьву
В п. Тресколье через р. Лозьву

Исток Лозьвы и Тресколье — некогда родовые угодья Анямовых. Сейчас в поселке 8 домов, где проживают и Бахтияровы, и Тасмановы, и Дунаевы. Интересно происхождение некоторых фамилий: Анямовы — произошла от слова «Аням» — красивый, нарядный; Пакиншишки имеющий, Тасмановзаносчивый. У каждого рода свой катпос (родовой знак). Катпос ставят на границах охотничьих угодий, на домах, в общем, «метят все свое».

Вот и Тресколье. Керасколья — «река у дома над скалой» — примерно так переводится с мансийского. Название поселка происходит от одноименного ручья, протекающего рядом, в низине.

— Паща рума, Керасколья! — беззвучно дрогнули губы Савелия Павловича.
— Здравствуй, Тресколье! — облегченно выдохнули и мы.

Из-за расступившихся корабельных сосен на освещенной ярким солнцем возвышенности показались первые срубовые дома с двускатными низкими крышами. Попадаем в сказку. Лишний раз убеждаюсь: зря Бабой-Ягой детей пугают, ведь доброй она была. Не могла она злой быть, живя в такой красотище и детей так редко видевши. Рада она им всем была — царевичей в бане мыла, чаем поила, да советом помогала. А жила она здесь, на Урале, в глухой тайге, это точно. Вот здесь, в Тресколье и избушка ее «на курьих ножках» на солнышке золотится. Правда, рядом на дереве черепа висят (не человеческие, разумеется) так это, чтобы злым духам страшно стало, а не добрым людям. Охраняет «священная избушка» покой деревни — стало быть, не все еще забыли манси. Чтут своих предков, в избушке их изображения хранят.

Главный дух — предок трескольцев. Его изображение хранится в священном амбарчике. Это Вит Ялпынг аки — «водяной святой хозяин». В списках известных духов-предков исследовательница Е. Ромбандеева называет Вит Ялпынг пупыг ойку, жившего на притоке Лозьвы, от которого пошли семь верхнелозьвинских богатырей

Помнят о прошлом манси, молятся — пока есть в селении старики, хранящие мудрость веков…

А стариков-то как раз и нет, остались одни старушки. Нас встречает одна из них — хлопочущая у уличной печурки Александра Васильевна Анямова. В национальном платье, волосы ее ничем не покрыты и заплетены в две длинные косы. Она, да еще одна женщина соблюдают здесь традиции народа. Совсем недавно уехал из поселка Костя «шестипалый», колоритная личность. «Очень умный был, сейчас живет хорошо. С косами ходил, не стригся. Раньше все мужчины мансийские косатыми ходили. В косах-то и сила. Сейчас молодежь не понимает — все стригутся, в покупной одежде ходят, музыку из магнитофона слушают чужую. Шить не умеют, оленей пасти не хотят, пьют только», — и здесь жива вечная проблема отцов и детей. Стоит прислушаться к «стариковскому ворчанию». Ведь правду говорят — спивается народ.

Мужчины манси с косами
Мужчины манси с косами

Русские тоже пьют немало, да нас-то ведь много. А манси осталось — всех можно по пальцам пересчитать. Пропадут, как олени. И останутся пустые поселения и деревья с развешанными на них оленьими ошейниками и колокольчиками. Такие деревья мы увидели в Тресколье, да еще загон олений с травой по пояс.

Мужчины манси с косами

Заброшенный олений загон
Заброшенный олений загон
— Когда оленей пасли?
— Муж мой тогда еще жив был (лет 6 назад). Кончились старики — кончились и олени, — говорит Александра Васильевна..

Сейчас она осталась одна. Шестерых детей вырастила, мужья всегда уважали. Внучку год назад, отправила учиться. «Сшила ей тучан, приедет — пусть заберет».

Тучан — сумка для рукоделия, помощница, и в какой-то степени подруга, которой (в которую) можно выплакаться в случае обиды. А случись большое горе — сумка эта тоже должна быть «в трауре»: с нее снимают все украшения и поворачивают «лицом» к стене. «Лица» могут быть разными: мы видели сумки, украшенные узорами «паук», «коршун». В тучанах хранят швейные принадлежности, украшения, бывает даже и пуповины детей. Как с таким сокровищем расстаться? Вот и Александра Васильевна не продала нам свой тучан. Зато, вынесла одно из старых платьев и берестяную люльку. А Савелий Павлович еще и санквылтап старенький отдал.

В доме был и новый инструмент, на котором Анямов наиграл «песню охотника» и «песню пьяной женщины», а Александра Васильевна ему подпела.

Санквылтал — музыкальный инструмент удлиненной формы, напоминает модель лодочки или гусли. Посредине вырезано круглое отверстие, на колках натянуты 4 струны. Играют на нем, ударяя по всем струнам и перебирая их.

После санквылтапа, Савелий Павлович взялся за гармонь: «До свиданья, мой ласковый Миша!» — понеслось по деревне.

«Какой чудесный вечер, а не сходить ли нам на кладбище?», — услышала я однажды такую фразу. Вот и теперь вечер был чудесный, и мы решили сходить на мансийское кладбище, расположенное неподалеку.

«А не испугаетесь, на ночь глядя?», — спросила Нина Ивановна, сопровождавшая нас. Не испугались. Место такое, будто это маленький лесной полуразвалившийся поселок. Все очень не похоже на русское кладбище. Нет ни крестов, ни фотографий с притягивающими потусторонними взглядами. Есть лишь небольшие деревянные срубы, на которых кое-где лежат нарты. В таких могилах похоронены старики, у которых олени были. А вообще, в эти срубы складывают одежду, посуду, тучам (женщинам) — все, что может пригодиться в другом мире.

Помянули сына Нины Ивановны по-русски (традиционные «сто грамм»), по-мансийски угостили и покойного (открыли маленькое окошечко в могиле, положили туда пять кусочков хлеба — по числу душ человека. У мужчины пять душ, у женщины — четыре).

Отправляемся обратно в деревню. Поперек тропинки у выхода с кладбища лежит палка. Нина Ивановна подняла ее, подождала, пока мы все пройдем, и снова положила палку: «Лежите здесь, а с нами не ходите», — сказала она в сторону кладбища покойным, закрывая им вход в мир живых.

Надвигалась ночь. От леса медленно ползла темнота, а над горой Тумп-копай («величественной») еще долго стоял свет уходящего солнца. Высыпали звезды.

«У каждого человека на небе есть своя звезда, чем заметнее человек, тем ярче его звезда. Если она падает, нужно плюнуть и сказать: «Не моя звезда упала!». Ведь это падает чья то жизнь, человек умирает вместе со своей звездой».

Есть такое мансийское поверье. Грустное, так как в этот вечер их падало очень много…

Хозяйка дома развела огонь на своей кухне под открытым небом: надумала накормить нас супом из глухаря. Получился вкуснейший суп «под звездным небом, с домашним хлебом». Довольным и сытым, всем захотелось спать. Ночевали мы в доме Александры Васильевны. В доме манси нет перегородок, но дом делится на две половины — мужскую и женскую. Интересно, как же у них дети получаются, на разных половинах?

Две половины дома манси — мужская справа и женская слева
Две половины дома манси — мужская справа и женская слева

Справа, «мужском» углу над кроватями висят большие оленьи рога. Наши мужчины долго отказывались спать под рогами, но потом, решив, что лучше рога на стене, чем на голове, улеглись.

… Мы уходили из поселка утром, в тумане, когда все трескольцы еще спали. Уходили с разными мыслями о поселке Тресколье, и о том долго ли еще осталось стоять ему — «дому у скалы на реке»?

Первая часть

Елена Лысенко, Валерий Шакаев. «Уральский следопыт» №1 (571), 2005 г.