На нее можно смотреть бесконечно долго: гармоничные цвета, детально прорисованные предметы и лица, загадочный сюжет.
А вот "Передвижники" показали полотно только в Москве и Петербурге, в народе его увидели не скоро.
На мой взгляд, напрасно. Завораживает и затягивает.
Пастернака вообще браковали за небрежность, «недоделки и непродуманность» работ. Хотя, о чем речь? Какая небрежность?
Впрочем, критерии и эталоны в живописи со временем меняются, мы это замечаем очень и очень часто.
"Дело в том, что тридцатилетний художник числился у передвижников юношей, а стареющая передвижническая бюрократия уже давно держала протестную молодёжь на сухом пайке. Репин там даже со скандалом уходил, дверью хлопал."
Вдобавок к этим неприятностям, у Пастернака скопился ворох семейных и финансовых проблем. Только что родился сын, долги,пришлось заложить даже мебель.
"Поэтому летом 1891 года он отправил жену к родным в Одессу, где ей жутко не понравилось, она просилась обратно, но суровый Пастернак обратно её не брал, ибо хотел уединиться на даче. Для работы, конечно."
Вот и проясняется сюжет картины
И неспроста на холсте Пастернак изобразил свою жену вдовой, а рядом кормилицу с младенцем.
Даже с намёком на суицид, настолько тяжёлой и безвыходной казалась сттуация. И да, Пастернак всегда носил с собой яд, дабы подчеркнуть решимость пожертвовать жизнью ради искусства. Или ради пафосного декаданса.
Однако, вернёмся к картине.
Роскошный и комфортный вид вагона показывает, что едут совсем не бедные пассажиры. Только представьте: диваны, полированное дерево, даже табличка бронзовая над головой фигурно украшена. На ней, кстати, указано, что вагон для не курящих.
Мы видим скромно, но не бедно одетую даму и ее спутницу в простом деревенском платье. Спутница - нянька. Малыш спит у нее на руках. Девушка одета в простое, но нарядное платье, точнее - сарафан и белоснежную рубаху. Шею украшает несколько рядов бус, голову - кокошник.
Дама в трауре, взгляд отрешенный, в пустоту. Видно, что ее одолевают печальные мысли, связанные с дальнейшими хлопотами. Можно предположить, что это вдова, которая после смерти мужа возвращается к родным.
И, судя по ее лицу, после смерти супруга ей остались одни долги...
Но есть и другая версия того, что изобразил Пастернак
Две совершенно незнакомых женщины едут каждая по своим делам.
Одна - жизнерадостная крестьянка с ребенком, довольно, по крестьянским меркам, обеспеченная и счастливая. Она молода, нарядно одета, ребенок спокойно спит на руках.
Другая - небогатая девушка в трауре. Иначе, почему едет с крестьянкой в одном вагоне? Она печальна и одинока.
Думаете, какая из версий больше похожа на правду?
По мне, так первая. Учитывая унылые настроения и печальное финансовое положение художника.
А самое интересное то, что художник Леонид Пастернак — это отец известного российского поэта, прозаика, переводчика Бориса Пастернака!
Картина написана в 1891 году и учитывая, что Борис родился в 1890, на руках кормилицы именно он.
Здорово же?
Как, однако, причудливо переплетается искусство слова, живопись и история жизни талантливых людей)
Спасибо за дочитывание! Любите живопись и литературу, это интересно)
P.S. уважаю мнение каждого и ни в коем случае не претендую на истину в своих догадках)