Император Константин I, сделавший христианство официальной религией Римской империи, искренне желал своим детям добра. Поэтому перед смертью он завещал правление сразу четырём своим наследникам (трём сыновьям и племяннику), разделив между ними провинции огромной державы. Но наследники не пожелали ни ограничиться своей долей власти, ни править государством совместно.
Развернулась ожесточённая борьба за единоличную власть, в которой победил средний сын, ставший императором Констанцием II. Сразу после его воцарения во время солдатского бунта погибли все ближайшие родственники нового правителя. Современники не сомневались, что таким образом Констанций II хотел предотвратить новую смуту, которая могла развернуться, если кто-то ещё из императорской семьи стал бы претендовать на престол.
Выжили лишь сыновья самого Констанция II — Галл и Юлиан, которым на тот момент было 12 и 6 лет. Но и родные дети также вызывали подозрения у императора. Когда подросший Галл попытался править выделенными ему провинциями (сперва Константинополем, потом Антиохией) по своему разумению, Констанций вызвал его в Рим. По дороге Галла арестовали, отвезли в город Пола и там казнили. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин оставил такую запись об этом событии: «И вот, связав ему за спиной руки, как какому-нибудь разбойнику, они обезглавили его и оставили лишённое головы, составляющей красу человека, тело того, кто ещё недавно внушал страх городам и провинциям».
В 354 году н.э., в возрасте 23 лет, Юлиан остался единственным наследником императора. Сперва Констанций II отправил его в Галлию, на войну против германцев. А потом потребовал передать самые лучшие легионы, преданность которых Юлиан уже успел заслужить, для нового похода в Персию. Но без этих легионов положение римлян в Галлии становилось отчаянным, да и солдаты не хотели покидать своего любимого командира. Вспыхнул очередной солдатский бунт и в Париже, где располагалась ставка Юлиана, его провозгласили императором. Казалось, что неизбежна очередная кровопролитная гражданская война. Но 3 ноября 361 года Констанций II неожиданно умер, и в декабре Юлиан прибыл в Константинополь в качестве законного правителя империи.
Новый император сразу же отменил все привилегии, которые были на тот момент у христианской церкви. Вернулись из ссылки епископы, которые при прежнем правлении были названы еретиками и отстранены от богослужений. Им вернули имущество и восстановили в правах. Император понимал, что необходимо расколоть и тем самым ослабить церковь. Именно этим объясняется его показная веротерпимость — император считал, что чем больше у христиан будет противоборствующих течений, тем труднее им будет выступать единым фронтом против язычников. Юлиан II твёрдо решил лишить христиан власти, вернув римский народ к традиционному политеизму. Ради этого были отменены все запреты на языческие богослужения.
Отрекшиеся от христианства получали большие награды и почести. Но главный удар, по замыслу Юлиана II (которого христиане прозвали Юлианом Отступником) наносила школьная реформа. Школам де-факто запрещалось принимать на работу учителей христианского вероисповедания. Юлиан провёл у власти всего два года, но успел убедиться в том, что его попытка вернуть время вспять провалилась. Хотя в деревнях и тех провинциях, где христианство не успело пустить крепкие корни, храмы и служения в них восстанавливались, в крупных городах христиане не желали уступать позиции. Несмотря на поддержку всего государственного аппарата, языческие культы не обрели популярности, и пышные обряды ничуть не помогали восстановлению влияния жрецов старых богов. На то были серьёзные причины.
Дело в том, что Юлиан II пытался восстановить культы не римских (привычных и понятных большинству знатных семей империи), а греческих богов. Сам он называл эти культы эллинистическими, и был совершенно прав. Очарованный сочинениями последних языческих философов, вроде Ямвлиха, он не понимал, что для римлян греческие культы, несмотря на их сходство с римскими, всегда оставались чужими. Христиане считали, что вернулись времена гонений и многие из них были готовы пожертвовать жизнями в борьбе с язычеством, чтобы обрести мученическую смерть и попасть в рай.
Конечно, какое-то количество поклонников эллинских богов ещё оставалось. Но ими были либо крестьяне, которые не покидали своих деревень и никак не влияли на происходящее в городах, либо утончённые греческие интеллектуалы, хорошо разбирающиеся в эстетике, но не политике. Опираться на них оказалось невозможно, да и популярностью среди городского плебса они не пользовались. Юлиан II в своей борьбе с христианством остался без действенной поддержки реальных политических сил и поэтому закономерно проиграл.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев