Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Рисунки мистической войны, которым 100 лет. Наталья Гончарова

Когда началась Первая мировая война, художница Наталья Гончарова вернулась в Россию из Франции и написала серию литографий, которую опубликовала под названием "Мистические образы войны".

Наталья Сергеевна Гончарова - русская художница-авангардистка
Наталья Сергеевна Гончарова - русская художница-авангардистка

Это серия литографий религиозно-патриотической тематики. Интересно, что в России ей часто приходилось сталкиваться с цензурой со стороны Церкви. Её работы были выполнены в авангардистском жанре, к которому Синод относился с резкой критикой.

1. На первой литографии она изобразила Георгия Победоносца, который пронзает змия, чтобы защитить царевну. В контексте войны литографию можно интерпретировать как вечную борьбу добра со злом. Святой является одним из государственных символов России, поэтому картина имеет второй смысл - победу православного воинства над немецким воплощением адских сил.

"Георгий Победоносец"
"Георгий Победоносец"

2. На второй литографии изображен двуглавый орел. Одна голова держит полумесяц, вторая атаковала черного орла. Символизм очевиден: месяц - это Османская империя, а черный орел - Германия.

"Белый орел"
"Белый орел"

3. На третьей литографии изображен лев, который посвящен союзническим силам Англии. Художница назвала его "Английским львом".

"Английский лев"
"Английский лев"

4. На четвертой литографии Гончарова изобразила французского петуха, который сидит на пушке. Картина посвящена союзническим силам Франции. Галльский петух является символом Франции.

"Французский петух"
"Французский петух"

5. На пятой литографии дева сидит на трехголовом звере. Зверь имеет бычьи головы и хвост в форме змеи. Дева держит бокал в правой руке. Этот сюжет отсылает к Апокалипсису Иоанна Богослова, который пишет о "жене, сидящей на багряном звере и держащей бокал с нечистотами её блудодействий". Для художницы война была прообразом библейского Конца света.

"Дева на звере"
"Дева на звере"

6. На шестой литографии показаны русские православные воины Пересвет и Ослябя, которые участвовали в Куликовской битве против войска Мамая.

"Пересвет и Ослябя"
"Пересвет и Ослябя"

7. Седьмая литография показывает архангела Михаила в роли верховного военачальника - архистратига. В христианской эсхатологии именно Михаил побеждает дьявола.

"Архангел Михаил"
"Архангел Михаил"

Остальные литографии тоже посвящены тематике войны и борьбы с противником. Везде фигурируют эсхатологические и христианские образы. Но хотелось бы сделать акцент на одной картине, которая называется "Братская могила".

"Братская могила"
"Братская могила"

На литографии изображены погибшие солдаты в одной могиле, а над ними ангел, освящающий поле битвы. Смысл картины в том, что солдаты погибли праведной смертью, за что им будет даровано спасение. Можно о многом подумать, смотря на эту картину.

Я продемонстрировал не все литографии. Если будет желание, то можете посмотреть их в индивидуальном порядке: Гончарова Н.С. "Мистические образы войны".

-10