Найти в Дзене
ScienceMe

Эпоха застоя в кинематографе

Оглавление

В рамках образовательной программы к выставке "НЕНАВСЕГДА.1968-1985" прошла дискуссия "Практики эскапизма". После мы попросили Кирилла Светлякова, сокуратора выставки и участника беседы, назвать фильмы, наиболее ярко отражающие культурные особенности эпохи застоя.

Кирилл Светляков — кандидат искусствоведения, искусствовед, сокуратор выставки “НЕНАВСЕГДА. 1968-1985”, научный сотрудник Третьяковской галереи.

“Семнадцать мгновений весны”. Татьяна Лиознова. 1973

Тема: двойное сознание.

“Семнадцать мгновений весны” — это фильм не о Великой отечественной войне, а об эпохе застоя, о двойной жизни и двойном сознании. Советский человек в реальности, казавшейся ему неподлинной, легко мог представить себя Штирлицем. Вместо экшена Татьяна Лианозова поместила главного героя в повседневный быт, и тем самым зрителю было еще проще идентифицировать себя со Штирлицем.

“Тот самый Мюнхгаузен”. Марк Захаров. 1980

Тема: лишний человек.

Этот фильм о лишнем человеке, который пытается жить своей жизнью. Хотя его приглашают, пытаются ангажировать, Мюнхгаузен не соглашается, поскольку не может принять фальшивую реальность. Но то, что он противопоставляет ей, абсолютно утопично. Характерный для 70-х образ лишнего человека сделал Мюнхгаузена иконой эпохи застоя.

-2

“Зеркало”. Андрей Тарковский. 1975

Тема: закадровая реальность

Фильм дает зрителю ощущение связи с потусторонним миром, который манит человека эпохи застоя, склонного к эскапизму. Мы не видим главного героя, которого Иннокентий Смоктуновский “играет голосом”. Поместив его за кадр, Андрей Тарковский как будто создает фильм за пределами экрана. И это исключительный случай в кинорежиссуре.

-3

“Осенний марафон”. Георгий Данелия. 1979

Тема: двойная жизни везде и всегда.

Двойственность жизни позднесоветского человека предполагала четкую границу между публичным и приватным. Но эта модель легко могла быть реализована и в частной жизни. Из-за этой всепроникающей двойственности главный герой “Осеннего марафона” живет как будто наполовину. Он никакой муж, никакой работник, никакой отец, никакой любовник. Но в этом виновата уже не советская власть, поскольку Бузыкин сознательно воспроизводит модель двойной жизни в приватном пространстве.

-4

“Обыкновенное чудо”. Марк Захаров. 1978

Тема: нарциссизм.

Герои Захарова изнежены, красивы и нарциссичны. Они зациклены на себе. Предельная эмоциональность делает их представления о любви абстрактными и далекими от реальности. Подобная модель, где некая светлая любовь противопоставляется фальшивому миру, принималась многими людьми эпохи застоя. В отличие от шестидесятников у них, не отягощенных бытовыми заботами, появилось время испытывать свои чувства. Зацикленность на своих переживаниях, однако, мешала развивать способность любить, что вряд ли сделало людей счастливыми.

-5

“Вам и не снилось…”. Илья Фрэз. 1980

Тема: культ первой любви.

В советском кинематографе 1970-х-1980-х формируется культ первой любви как самого главного события в жизни человека. Я не уверен, что это главное событие, но факт: в эпоху застоя было снято очень много молодежных фильмов – памятников первой любви. Когда герои фильма “Вам и не снилось...” в последнем кадре лежат на снегу, а люди вокруг смотрят на них, они как будто превращаются в живую скульптуру.

-6

Записи дискуссий к выставке "НЕНАВСЕГДА.1968-1985" вы можете посмотреть на канале ScienceMe в Яндекс.Эфире:

“Советская ностальгия”
“Эпоха безвременья”
“Практики эскапизма”
“Двойная жизнь”

Заключительная онлайн-дискуссия "Марксизм после 1968-го" из цикла "Метанарративы" пройдет 11 июня в 18:00, зарегистрироваться на нее можно здесь.

ScienceMe - сокуратор программы дискуссий.