Государство имеет три существенных атрибутивных признака – территорию, население, публичную власть. В несторовском перечислении славянских земель, племен и народностей этнонимы близкие к руси отсутствуют, сам же этноним русь не славянский.
Нестор указывает, что русь, с одной стороны, понятие этническое, как название рода Рюрика, с другой, понятие политическое, характеризующее тип власти варяго-росов, установившийся на землях словен, кривичей и полян во времена Олега-правителя. Норманны на Руси IX-XI вв. являли собой именно правящий класс, осуществляющий административную и военную власть на славянских землях, к тому же класс экономически доминирующий в прибыльной торговле на пути из варяг в греки.
Известно определение названия греческим императором Константином Порфирородным города Немогард, находящегося «во внешней Руси» (άπό τής έξω ‛Ρωσίάς), под которым историки разумеют Новгород, или можно говорить о «внутренней Руси», как киевском княжении полян [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009-2010, т. II, с. 158].
В IX веке арабы различали норманнов, русов и славян. Арабские писатели отмечали этническую разницу между русами (росами) и славянами. Ибн-Хаукаль в 969 году пишет: «русы – народ варваров, живущий в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль» [Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. - М., 1982, с. 44].
В.О. Ключевский замечает по этому поводу: «Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели Х века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам» [Ключевский В.О. Курс русской истории. - Пг., 1918, с. 157].
Для каждого из семи днепровских порогов приводятся два варианта их названия – по росски (древнескандинавски) и по славянски, сохранившиеся до наших дней.
По Нестору, под стены Царьграда вместе с Олегом пришли корабли как руси, так и славян. Паруса у руси были попрочней – из паволоки, а у славян похуже – копринные (крапивные). Ветер поднял паруса руси, а славянские изорвал [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб.,1872, с. 31].
В.О. Ключевский вкладывал в этноним русь социальный смысл, значащий элиту союза славянских племен: «Княжеская дружина, служа орудием администрации в руках киевского князя, торгуя вместе с купечеством больших городов, носила вместе с ним специальное название руси. В Х в., по Константину Багрянородному и арабским писателям, русью назывался высший класс русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая в большинстве из тех же варягов» [Ключевский В.О. Курс русской истории. - Пг., 1918, с. 201]. Б. Д. Греков также считал, что в Новгороде слово русь вначале обозначало высшую военную элиту, как это следует из древнейшей части «Русской правды».[1]
В XI веке «русин», по Русской Правде, - это «гридин, любо коупчина, любо ябетник, любо меченик», т. е. представитель дружины, купечества, боярско-княжеской администрации. Княжеская власть гарантировала «русину» полноценную виру, штраф за посягательство на его имущество, достоинство и жизнь.
По А. Елисееву, анализ слова «рус» показывает его тесную связь с красным цветом, как цветом военного могущества «цветом воинов, князей, королей. Он символизировал воинское сословие у индоариев, иранцев и кельтов. Например, в ведической Индии красный цвет принадлежал варне (касте) кшатриев, т.е. воинов... Вообще, красный цвет имел большое распространение в Древней Руси. Красные стяги были стягами киевских князей, они видны на старинных изображениях, о них говорит «Слово о полку Игореве». Согласно былинам, красный цвет широко использовался для раскраски русских боевых кораблей» [Елисеев А. Древние русы: народ и каста. //Русь и Варяги. Сборник статей по истории средневековой Руси и Европы. - М., 1999, с. 203-219].
Арабский ученый Аль-Масуди пишет о русах: «Византийцы называют их «русийа», что означает «красные» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009-2010, т.III,с. 118]. Основа «рус» в значении «красный» встречается во многих индоевропей-ских языках, к примеру, в литовском «rusvas» (темно-красный), в латышском «rusa» («ржавчина») а также в латинском «russeus», «russus» («красный, рыжий»). По-французски «красный» - rouge, по-итальянски - rosso, по-испански - rojo, по-немецки - rot, по-английски - red, обще-славянская основа – rus.
Одно из первых упоминаний о славянах сделано сирийцем Аль-Ахталем (вторая половина VII века): «Какъ бы подлинно видишь въ нихъ толпу Славянъ (Сакалиба) красныхъ (или рыжихъ, русыхъ» [Гаркави А.Я. Сказанiя мусульманских писателей о хазарах и русских. - Спб., 1870, с. 2]. Очевидно, что красный цвет лиц славян означает, румянец на белой коже их лиц. О красном цвете лиц славян упоминают также Аль-Масуди, а Ибн-Фадлан говорит тоже самое о Руссах.
Собственно к восточным славянам слово русь стало применяться только с XI века. К этому времени несколько поколений варягов, господствующих в области Поднепровья, полностью ассимилировались с коренным славянским населением, перенеся свое этническое имя русь на подвластных им славян. Так слово русь из этнического понятия стало географическим понятием собирательного типа относящегося, прежде всего, к землям киевского, черниговского и переяславского княжений.
В это время, окружающие их княжения – смоленское, полоцкое, ростовское, муромское, галицкое, волынское и новгородские словене свои земли русскими не называли. Так, в Краткой редакции Русской Правды налицо различие «словен» - насельников Севера (Новгорода) и «русин» Киевской Руси.
Сейчас у историков нет сомнений, что древние новгородцы – это славяне, очень рано отделившиеся от основной массы европейского западно-славянского населения, что подтверждается лингвистическим анализом новгородских берестяных грамот [Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 2004]. С.А. Гедеонов пишет: «Новгородские местности носят западные названия: Волотово, Прусская улица, Боркова, бискупля, Иворова. Боркова улица указывает на знаменитый и древнейший в Помории род Борков» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - Спб., 1876, с. 347].
Новгородцы клялись не русской земле, а святой Софие, считая себя жителями новгородской земли находящимися под ее покровительством. В берестяной грамоте №105, относящейся к середине XII века, говориться, что упомянутый в ней человек, ходил на Русь в Переславль. Поездки новгородских епископов в Киев означали, что они «иде в Русь» . В 1257 году новгородская летопись сообщает: «приде вести из Руси зла», что татары требуют дани от Новгорода. Т. е. Русь для новгородцев даже в середине XIII века была другой частью страны. Только с начала XIV века стали появляться летописные записи из которых следовало, что новгородцы считают себя русскими людьми.
С другой стороны еще долгое время спустя после «воссоединения Севера и Юга» при Олеге-правителе южане не считали Русью ни северный Новгород, ни западные княжества, ни тем более восточные.
«Когда составители «Повести временных лет» пытались объяснить, в какой части света находится их земля, они оперировали прежде всего названиями рек и речных путей. Имена племенам нарекались в соответствии с этими названиями» [Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – Спб., 2000, с. 15]. П.Й. Шафарик заметил, что в праславянском языке река называлась rusa – река, как чисто славянское слово, имеющее более 20 топонимов, производных от корня рус: русло, русалка… [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - Спб., 1876, с. 417, 423]. В.И. Даль отметил в словаре имя Рус, как сказочное чудовище днепровских порогов.
По И.И. Срезневскому: «Воду почитали Славяне стихiей, изъ которой образовался мiръ. Земля, по ихъ понятiю, выплыла изъ моря» [Срезневский И.И. Изслѣдованiя о языческомъ богослуженiи древнiхъ славянъ. – Спб., 1848, с. 19]. В VI в. византийский историк Прокопий Кесарийский, говоря о вере славян, отметил: «почитают они реки и нимф и некие иные божества» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, с. 185].
«Если «руса» - это река, извечное место поселения наших предков, с которой неразрывно была связана их жизнь, … то обобщающий этноним русы значит «живущие на реках, жители рек, речной народ» [Чивилихин В. Память. Книга вторая. - Л.,1983, с. 389].
В. О. Ключевский образно пишет, что русский народ «на реке оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, ни о какой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов - и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она - его неизменная соседка: он жался к ней, на её берегу ставил своё жильё, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. В Древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек» [Ключевский В.О. Курс русской истории. - Пг., 1918, с. 74].
«В Древней Руси были обычными определения страны по протекающей в ней реке. Выражения «повоевать Волгу», «ходить на Дон» - обычны в древнерусском языке…. Так же точно и в «Слове о полку Игореве» реками обычно определяются страны, расположенные по этим рекам: по Дону, по Волге, по Немиге, по Дунаю и др…. В связи с этим определением стран по рекам стоит и распространенный в Древней Руси символ победы: испить воды из реки побежденной страны. Владимир Мономах, говорится в летописи, пил золотым шлемом из Дона, покорив страну половцев (Ипатьевская летопись, под 1201 г.). Юрий Всеволодович, захватив Тверь, напоил коней из Тверцы и угрожал новгородцам напоить своих коней из Волхова (Новгородская I летопись, 1224 г.)» [Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - Спб., 1998, с. 203].
Термин Росия впервые употреблен в середине X века «В книге церемоний» императора Византии Константина Багрянородного. В южнославянских памятниках именование государства Рос(с)ия появляется с 1387 года, в самой России - со второй половины XV века.
Серьезную путаницу внесли исторические источники, авторы которых по незнанию, случайным и произвольным образом пользовались понятиями, сходными со словом Россия. Известна старинная карта Сербии, на которой присутствует область Рассия (Rascia) [Бычков А.А. Происхождение славян. – М., 2007, с. 64-66].
Есть грамота «российского императора» Уроша (1266) и монеты Рассии. На монете царя Стефана (1193-1224) – страна названа RASIE. На старинной карте обозначено западно украинское княжество Руссия, столица которого – город Львов.
В.Н. Татищев приводит случай, названный им «неприличным сказанием», когда раннесредневековый латинский историк Саксон Грамматик Руссию прозвал Грецею, поскольку «руссы не токмо Греческие письма употребля-ют но и веру Греческаго испосведания содержатъ» [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1768, с. 253]. По Адаму Бременскому Балтийское море «наподобие пояса простирается по областям Скифии до самой Греции» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, с. 275]. Для Адама Бременского Киев есть столица Руси, а значит, и вся Русь есть часть Греции.
Наиболее полные данные по европейским русским были добыты в ходе Русской антропологической экспедиции. Она была организована Институтом этнографии Академии Наук СССР и продолжалась с 1955 по 1959 гг. Руководил экспедицией крупнейший советский антрополог В.В. Бунак. Было обследовано более 100 групп русских, проживающих на территории России, где в XIV-XVII вв. сложился русский народ. Полученные данные говорят, что некоторые расовые признаки у русских отличны от среднего европейского уровня. Так, для них свойственны большие размеры носа – его высота и ширина, а также – толщина губ. По пигментации глаз и волос русские в целом оказались светлее среднего европейца [Восточные славяне. Антропология и этническая история (под.ред. Алексеевой Т.И.). – М., 2002, с. 31].
[1] Греков Б.Д. «Киевская Русь», М., 1949, с. 116.
P.S. Оценивая существо понятия русь, можно выделить три аспекта. В узком смысле, речь идет о варягах рода Руси, о которых пишет Нестор. В особенном смысле, речь идет о династии Рюриковичей, благодаря которой возникла мощная средневековая древнерусская империя, ставшая вровень с Византией. Именно в это время этнически возникла и сложилась новая восточнославянская общность - древнерусский народ.
В общем плане, речь идет о корневых этнонимах и топонимах производных от рус или рос упоминаемых в массе исторических источников, начиная от эпохи Александра Македонского, и разбросанных на огромной территории от Средиземного моря до Балтике и Каспия. Это дало повод для массы фантастических толкований о неких русах живущих с времен античности практически чуть ли не по всей Европе и передней Азии.
----------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.