Найти тему

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кубякин Евгений Олегович, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России, доктор социологических наук, доцент.

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы профилактики молодежного экстремизма в современной России. Особое внимание предлагается уделять социокоммуникативному контексту, в котором происходит противодействие молодежному экстремизму. Автор указывает на ряд существующих трудностей и намечает основные мероприятия профилактики молодежного экстремизма.

______________________________________________________________________________________

Основной особенностью, с которой сталкиваются исследователи при изучении экстремизма, является факт существования его правового определения в рамках действующего национального законодательства. Проблематика экстремизма активно разрабатывалась в области правоведения в конце 1990-х и начале 2000-х гг. Итогом научных и публичных дискуссий стало принятие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» 25 июля 2002 г. № 114. Специфика этого нормативно-правового закона состоит в том, что в нем отсутствует прямое определение экстремизма (экстремистской деятельности). В тексте закона содержание термина закрепляется через перечисление действий, относимых к видам экстремистской деятельности.

С точки зрения значительного количества исследователей правоведов, следование этому принципу является серьезным недостатком закона. Главным объектом критики является отсутствие в нормативно-правовом акте описания тех признаков, которые, собственно, и придают перечисляемым действиям характер экстремистских [1]. Как считают эксперты, проблема молодежного экстремизма в России при темпах ее развития может в скором будущем занять ведущее место в статистике преступлений, поэтому для решения данного вопроса следует выработать ряд общих и специальных мер по предупреждению проявлений такого опасного явления для общества, как молодежный экстремизм.

Данное негативное социальное явление – разновозрастное, подчас включающее в себя контингент в среднем от 13 до 28 лет, поэтому и меры по предупреждению экстремистских проявлений должны применяться с учетом возрастного фактора. К примеру, для лиц младшего и подросткового возрастов, еще не проникшихся всецело и полностью идеями экстремизма, фанатично не уверовавших в «правду физической силы», больше подходят профилактические меры общего характера. Использование мер общего характера позволит государственному аппарату и обществу не допустить формирования преступного мышления несовершеннолетнего субъекта, т. е. использовать меры по предупреждению преступности. В первую очередь, необходимо обратить внимание на ранние этапы формирования детской психики и личности в целом.

Социологи и психологи пришли к выводу, что существуют три основных фактора, прямо влияющих на формирование сознания подростка: семья, улица и школа. Исходя из этого, необходимо настолько усилить положительное влияние хотя бы одного из этих факторов так, чтобы он сумел перекрыть либо уравнять отрицательное влияние одного или двух других. Семья – закрытая микрообщность близких, связанных родственными узами людей, в которую достаточно сложно проникнуть и тем более на нее воздействовать. Таким образом, воспитание детей и формирование у них ценностей толерантного взаимодействия, уважения других и общественно-полезных ориентиров прежде всего осуществляются родителями, родственниками и уже потом школой, обществом, государством.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводят к их ранней криминализации. Поэтому необходима активизация усилий в области улучшения демографической ситуации в стране, социального положения семей, трудовой занятости, психологической помощи жертвам насилия в семье. В контексте профилактики экстремизма антисоциальное, девиантное поведение подростков отчасти является продуктом самовоспитания или следствием негативного влияния социальной среды индивида. Чаще всего это компания сверстников на улице. Контроль со стороны взрослых за такими стихийными собраниями практически невозможен. При общении в подобных кругах подростки часто прибегают к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических препаратов.

Самовоспитание подростков в этих группах приводит к извращенному, агрессивному восприятию окружающего мира. Формируется неверная шкала ценностей. Таким образом, «улично-подъездная» общность молодых людей является одним из самых серьезных факторов десоциализации личности и деструкции мышления. Единственной возможностью пресечь негативное влияние уличной контркультуры является создание ей положительной альтернативы. Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью является школа (и шире система образования), которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Вслед за школой социализаторские функции выполняют вузы, технические и профессиональные учебные заведения и армия. Но значимость обучения и воспитания в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации, ввиду того что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения и именно в этот период у общества имеется возможность положительным образом повлиять на формировании личности индивида. Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать досуговые организации, клубы по интересам, и прежде всего спортивные секции.

Такие виды спорта, как бокс, борьба, каратэ, дзюдо, способны направлять агрессию в мирное русло. Кроме того, существует необходимость института психологической помощи при школе, где психологи должны объективно изучить среду, в которой они работают, консультировать не только детей, но и координировать действия преподавательского состава в вопросах преодоления барьеров в общении с детьми. Общие меры профилактики преступности и предупреждение преступности на докриминальном уровне формирования, по некоторым оценкам ряда специалистов, являются гораздо более эффективными мерами противодействия экстремизму, нежели уголовно-правовые санкции, предусмотренные или разрабатываемые законодателем. Исходя из этого, своевременное предупреждение и пресечение противоправных экстремистских действий в значительной степени зависит от качественной работы прежде всего специализированных субъектов предупредительной деятельности. Специальное предупреждение преступлений направлено на обеспечение дифференцированного воздействия на различные их причинные комплексы и детерминирующие обстоятельства.

Первоочередного внимания заслуживают криминальная и криминогенная среда совершаемых преступлений, личность преступников. В контексте мер специального назначения можно выделить различные комплексы мероприятий, воздействующих на снижение уровня преступлений экстремистской направленности и осуществляемых различными органами власти. В первую очередь необходимо отметить такое направление деятельности, как исследование и анализ современного состояния проблемы, что необходимо для подбора особых мер воздействия на факторы, условия, способствующие возникновению и распространению ксенофобных и экстремистских идей, взглядов и установок, а также сложившихся практик экстремистской деятельности. Необходимо создавать и развивать сеть научно-исследовательских центров как на федеральном, так и на региональном уровне, занимающихся проблемами экстремизма и различного рода проявлений крайних форм нетерпимости, расизма и ксенофобии.

К решению проблем борьбы с экстремизмом подключилась созданная весной 2006 г. Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации. Важную роль в борьбе с идеями экстремизма и ксенофобии должны сыграть СМИ. Сегодня СМИ занимают противоречивую позицию, играют неоднозначную роль: с одной стороны, разжигают противоречия и нагнетают обстановку, в то время как с другой – способны стать инструментом формирования толерантного сознания. На преодоление отрицательных последствий ксенофобии направлено одно из общепринятых требований к СМИ – освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Современные СМИ способны формировать структуру национальной (культурнополитической) идентичности. Последняя же позволяет политической элите легитимизировать свою власть, укрепляя государство с помощью набора моральных заповедей, исторической перспективы и видения будущего. Сложившаяся культурно-политическая идентичность дает сообществу основные ориентиры: кто принадлежит к сообществу и кто отличается от него, что такое норма и кто является «чужаком». В последнее время весьма популяризировался Интернет. Сейчас глобальная Сеть является основным плацдармом распространения экстремистских и ксенофобских идей. Так, в частности, в 2007 г. МВД России в Интернете выявлено 148 сайтов террористической и экстремистской направленности. Эти сайты находятся как в российском сегменте Интернета, так и в зарубежном. По сообщению главы МВД РФ Рашида Нургалиева, в российском сегменте выявлено 70 сайтов, в США – 49, в Нидерландах – 6, в Германии – 5, в Великобритании – 4, в Канаде – 3, в Турции – 2 [2].

Пути решения данной проблемы видятся в решительной борьбе с экстремистскими и ксенофобскими ресурсами Сети. В данном вопросе необходимо использовать позитивный зарубежный опыт декриминализации виртуального пространства (Германия, США), где интернет-провайдеры уже на протяжении нескольких лет тщательно отслеживают и удаляют из сети любые экстремистские сайты, размещая на их месте странички антифашистского содержания. Но если в странах Европы и Америки такого рода меры принимаются частными компаниями по собственному желанию, то в России подобная инициатива могла бы исходить «сверху», и в частности от законодателя. Д.С. Глухарев полагает, что борьба с экстремизмом в сети Интернет нуждается в значительной корректировке.

В настоящее время мы боремся с экстремизмом на его поле и по его правилам. Необходимо кардинальное изменение не методов борьбы, а самого социального пространства, в котором эта борьба происходит. Только создание современного медиа-пространства, в котором экстремисты будут действовать и которое будет существовать по нашим правилам, позволит эффективно бороться с их идеологией. В настоящее время политика направлена на подавление источников радикальной информации или прерывание коммуникационных линий, по которым происходит распространение радикальных идей. Это жесткий путь борьбы, который, как учат китайские мыслители, не всегда эффективен.

Во-первых, назрела потребность в создании нового идеологического органа, занимающегося не пропагандой, а целенаправленной контрпропагандой. Необходимо доскональное изучение идеологии экстремистов, с их четкой проработкой и аргументированным опровержением. Нужна профессиональная дискуссия со сторонниками радикальной идеологии с целью ее дробления, переводом ее в мирное русло. В настоящее время такой работы не ведется, а террористы рассматриваются не как люди, выбравшие неправильные или ошибочные цели и политические методы, а как психически ненормальные фанатики, что неконструктивно.

Во-вторых, необходимо четкое взаимодействие со всеми СМИ, для того чтобы создать искусственное контролируемое пространство, где экстремисты будут вынуждены «играть по чужим правилам». Их идеи нужно не запрещать, а обсуждать, критиковать, высмеивать. Нужно широко использовать дезинформацию, создавать информационный шум, заглушающий не всю информацию, а только ее опасную часть, не создавая впечатления запрещенности. В-третьих, основная работа должна быть направлена на сочувствующих движениям лиц, а не на членов этих движений. Только лишив поддержки и притока новых членов можно побеждать подобные группы. Необходимо учитывать и возрастные различия в работе с такими движениями, так как работа в молодежной среде отличается от работы во взрослой [3].

Помимо этого, необходим комплекс мер по доработке действующего антиэкстремистского законодательства, регламентировать понятия «экстремизм», разграничив его с понятием «экстремистская деятельность», ввести в закон понятия «экстремист» и «экстремистская акция», а также «международный экстремизм», выделить признаки и основные черты экстремизма в целом. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы действия, носящие явно экстремистский характер, не были бы ошибочно квалифицированы как обычное хулиганство или же вандализм и наоборот. Эффективным способом борьбы с экстремизмом, можно считать уравнивание сил на поприще неформальных групп. В данном случае – это государственная поддержка антифашистских организаций, и чем агрессивнее будут методы их борьбы, тем более убедительными будут результаты. Такого рода процессы уже происходили стихийно и в США, и в России. Но все возрастающая популярность праворадикальных экстремистских организаций, а равно преступлений, совершаемых ими, ставит вопрос о необходимости возобновления такого рода практики, но уже санкционированной государством.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с групповым молодежным экстремизмом является работа по разложению организаций и отдельных ее групп изнутри, а также усиление работы по дискредитации движения в глазах общественности и сочувствующих ему элементов. И если попытки нейтрализовать отрицательные последствия ксенофобии до сих пор не увенчались успехом, несмотря на многочисленные усилия, то причина такой ситуации в этой сфере, вероятнее всего, кроется в сложности природы этого феномена, в основе которого лежит множество факторов: психологический, физиологический, культурологический (проблема совместимости ценностей), социально-политический, экономический и др. Все эти факторы следует рассматривать в совокупности. Однако в совокупности общие и специальные меры предупреждения проявлений группового молодежного экстремизма, при соответствующем функционировании уполномоченных органов, способны, на наш взгляд, существенно сократить процент преступлений в данной сфере, подорвать веру молодежи в безнаказанность участия в экстремистской группе, активных антиобщественных действиях и беспорядках.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что эффективность мер общесоциального предупреждения экстремистской деятельности в среде молодежи возможна лишь в комплексе мероприятий по реформации важнейших элементов жизнедеятельности общества. В первую очередь такие мероприятия должны проводиться в семейно-бытовой, образовательной и социальной сферах. Положительным образом на детерминации экстремистской деятельности может сказаться и улучшение экономического положения населения, общий культурный рост и политическая социализация граждан.

Стоит обратить внимание и еще на один аспект проблемы противодействия экстремизму – отсутствие достаточного количества научных исследований, серьезных публикаций, особенно с позиций социологии, дающей, как известно, системные представления о сути проблемы. О.В. Бессчетнова отмечает, что подавляющее число исследований экстремизма находится в плоскости юриспруденции и юридических наук. Вместе с тем проблема экстремизма остается малоисследованной с позиции социологии и педагогики, в частности в сфере выявления факторов, способствующих вовлечению молодежи в национал-социалистические течения, субкультуру скинхедов и т. д. В этой связи О.В. Бессчетнова предлагает для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа в первую очередь целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, способствовать сохранению национальной самобытности, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ. В связи с этим представляется необходимым:

1) введение в национально-региональный компонент учебных планов школ, ссузов, вузов факультативных/электронных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление молодежи с особенностями своей национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации;

2) проведение научных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам межнациональных отношений, особенно в полиэтнических регионах;

3) развитие и поддержка молодежных общественных организаций и объединений, направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;

4) привлечение учащийся молодежи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;

5) проведение городских межнациональных фестивалей, конкурсов с целью знакомства детей и молодежи с культурой различных этносов [4].

Только объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти, общественных организаций и объединений, традиционных религиозных конфессий, СМИ, можно добиться успехов и положительных результатов в воспитании правосознания молодого поколения, не дать овладеть их умами лидерам экстремистского толка. Принимаемые меры должны быть всесторонними и всеобъемлющими. Они должны включать в себя и расширение спортивных и досуговых центров, доступных и открытых во всех населенных пунктах, укрепление института семьи, создание условий для всестороннего развития молодежи [5].

Таким образом, рассмотрев проблему профилактики молодежного экстремизма в современных российских условиях, мы можем отметить, что как не существует одного фактора, катализирующего экстремистские установки, так нет и быть не может какого-то одного, универсального «рецепта» борьбы с этим негативным социальным явлением. При анализе проблемы профилактики, борьбы с молодежным экстремизмом мы рассмотрели несколько основных, как представляется, достаточно перспективных мероприятий, призванных противодействовать экстремизму.

Однако не стоит забывать, что резкая поляризация, расслоение российского общества, рост ксенофобии, неприязни, агрессивности, и толерантности в семьях, где начинается социализация молодежи, «сводят на нет» все усилия государственных управленческих структур. По-видимому, лишь духовное выздоровление российского общества и преодоление системных социальных проблем, угрожающих национальной безопасности страны, могут способствовать победе над экстремизмом.

Литература:

  1. Вехов И.В. Экстремизм как объект социологического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 284–289.
  2. Пресс-конференция главы МВД РФ Р. Нургалиева в РАМИ // РИА Новости. 24.04.2007.
  3. Глухарев Д.С. Борьба с экстремизмом в современном медиа-пространстве // Материалы конф. «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия». 9–10 декабря 2010 г. / редкол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар, 2010. С. 52–54.
  4. Бессчетнова О.В. Превенция экстремизма в молодежной среде (социологический аспект) // Там же. С. 29–30.
  5. Любин С.Ю., Яценко О.А. Профилактика экстремизма в молодежной среде (на примере мероприятий, проводимых ГУВД по Краснодарскому краю и департаментом молодежной политик Краснодарского края) // Там же. С.155–156.