(Евр. 1:1, 2)
Неподражаемое начало Послания к евреям (1:1—2:4) изображает Христа в Его божественности и славе. Он превосходнее ангелов и древних пророков. Как следствие, отвергающий великое спасение, предлагаемое через Сына, обрекает себя на вечную погибель. В сущности, весь замысел, лежащий в основе Послания к евреям, — показать, что новый завет превыше всего и пришёл на смену старого.
Личность Христа заполняет первые три главы этой книги, как воды океана наполняют его ложе. Христиане, которым адресована эта книга, величием нашего Господа призываются хранить свою верность и не отходить от евангелия (2:1–3). Отойти от вести — значило бы отойти о вестника, ибо весть и вестник неотделимы друг от друга. Согласно автору Послания к евреям, не существует такого понятия как «противопоставление Христа и Его учения», так как Христос и Его учение неразделимы.
В этих начальных фразах автор показывает абсолютное превосходство откровения через Сына над несовершенным откровением Моисея и пророков. Божье откровение через Иисуса — это последнее слово, конечное откровение от Бога, на которое указывали все остальные ветхозаветные голоса. Никакая весть, данная до вести Сына, не должна так привлекать наше внимание, как этот последний глас Бога Отца через Христа.
Таким образом, автор Послания к евреям косвенно демонстрирует, что ни одну религиозную весть, которая появилась после новозаветных дней, нельзя назвать «божественной». Это окончательное откровение через Христа не может быть изменено даже ангелом небесным (Гал. 1:6–9). Это «вера, которую раз и навсегда даровал Бог» (Иуда 3; Современный Перевод). Откровение Христа противопоставляется откровению, которое Бог по частям давал через пророков в ветхозаветные времена. «Прогрессирующее откровение» шло через весь Ветхий и перешло в Новый Завет, но завершилось с Христом.
Христово откровение включало в себя сочинения Его апостолов и других вдохновенных мужей периода написания Нового Завета. Он послал их, и Он также послал Святого Духа вдохновить их; поэтому всякий, кто принимает их, принимает и Христа (Лк. 10:16). Теперь благодаря Христу мы имеем нечто «лучшее», что ничем нельзя заменить, пока стоит мир.
БОГ ГОВОРИЛ (1:1)
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне» (1:1, 2).
Эта великая книга начинается с провозглашения величайшего единичного факта божественного откровения: Бог говорил людям через Своё Слово в Библии и через Своего Сына, Иисуса! Та истина, что «Бог… говорил», составляет самую суть веры. Как это ободряет наш дух, когда мы знаем, что Бог говорил с нами! Он, окончательный источник всей истины и всего откровения, общался с нами. Перед словом «Бог» (Теос) стоит определённый артикль (го), который может означать, что Он «тот Бог», которого читатели знали из ветхозаветных писаний и уже Ему поклонялись.
Термин теос означает «тот, кто кладёт, расставляет, организует». Считалось, что боги всё расставили по своим местам (Миллиган). В Ветхом Завете Бог был известен как Элохим (ед. число Элоах) — Могущественный, Всевластный. Позже Он открылся Моисею как «Яхве» («Иегова», «Господь»), «Сущий», «Абсолют», а это значит, что Он вечный «Я ЕСМЬ», и всё остальное происходит от Него (Исх. 3:14; 6:3).
БОГ ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ ПРОРОКОВ (1:1)
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне».
«Издревле»
«Издревле» в стихе 1 значит «в прошлом» (Современный Перевод). Это слово буквально означает «в древние времена». Оно говорит нам обо всём ветхозаветном периоде.
Иудеи не признавали канонической ни одну книгу, написанную после книги Малахии. Например, они отвергали апокрифы. Некоторые апокрифические книги, например «1-я книга Маккавейская», имеют историческую ценность, но они не заслуживают того, чтобы быть названными «Писанием».
Ветхозаветные пророки писали так, как их направлял Бог. Они были вдохновлены Божьим Духом (2 Пет. 1:20, 21) и при написании были движимы Им. Они не всегда понимали, что говорят, но старательно исследовали то, что писали, чтобы увидеть, на какое время указывают их пророчества (1 Пет. 1:10, 11).
«Многократно и многообразно»
В одном английском переводе (АВ), представляющем собой компиляцию перефразировок и версий, стих 1 звучит так: «Во многих отдельных откровениях [каждое из которых выражало часть Истины] и разными способами Бог в древние времена говорил [нашим] праотцам в пророках и через пророков». Томас Лонг переводит эту часть стиха такими словами: «Фрагментарно и по-разному». В Международном Библейском Обществе эта фраза переведена «много раз и самым различным образом».
До прихода Христа Божьи вечные Писания давались только в разрозненных откровениях. Полимерос означает «много частей», «порции», «по частям». Из этого следует, что всё, переданное по частям, в отрывках и фрагментах, неизбежно будет неполным; но, по меткому замечанию Брука Уэсткотта, «Откровение во Христе, Сыне, совершенно как по существу, так и по форме». Это согласуется с замыслом духовных даров, состоящим в том, чтобы передать откровение «отчасти» (1 Кор. 13:8–10). Ф. Ф. Брюс выражает эту же истину так:
«Священник и пророк, мудрец и певец — каждый по-своему был Его устами; и тем не менее, все последовательные деяния и разнообразные формы откровения за все века до прихода Христа вместе не составили полноты того, что Бог хотел сказать».
Истина, таким образом, состоит в следующем: Бог, передавая Свои ветхозаветные Писания, говорил, используя различные средства и способы. Иногда Он говорил через пророков, иногда через сны, иногда через события, иногда через историю. Иногда пророк записывал весть, а иногда Бог говорил даже через пантомиму пророка.
Бог говорил с Израилем и патриархами не в одной длинной, непрерывной речи, а в разное время, в разных местах и обрывочно. Бывали времена, когда «слово Господа было редко» и «видения были не часты» (1 Цар. 3:1). Тем не менее, когда всё было собрано вместе, оно составило гармоничное целое. Почему? Потому что оно было вдохновлено одним и тем же «Духом», который говорит от одного Бога. Поэтому Ветхий и Новый Заветы суть это одно великое откровение человечеству, и нет необходимости говорить о «двух откровениях», хотя и существуют два завета.
БОГ ОКОНЧАТЕЛЬНО ГОВОРИЛ ЧЕРЕЗ ИИСУСА (1:2)
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне».
«В последние дни эти»
Фраза «в последние дни эти», или «в конце этих дней» (Восстановительный Перевод), означает гораздо больше, нежели «недавно». Она подразумевает, что наступило начало последней эры. Апостолы называли то время, в котором жили, «последними днями» (Деян. 2:17; Иак. 5:3); «последними временами» (1 Пет. 1:20) и «последним временем» (Иуда 18). Ясно, что эпоха, в которой мы сейчас живём, — это «последний век». Для нас он наступил, когда Иисус вернулся на небеса и послал на землю Духа. Эти последние дни, о которых идёт речь, начались на Пятидесятницу после воскресения Иисуса и продлятся до Его второго пришествия.
Таким образом, употреблённое здесь выражение «последние дни» означает мессианский век; за ним не будет никакого тысячелетнего периода, иначе нельзя было бы говорить о последних днях. Джек Льюис отмечает, что, говоря «эти» последние дни, автор «отождествлял эти дни со своим временем». Здесь противопоставляются прежние времена, когда Бог говорил через пророков, и эта последняя эпоха, одно «предварительное», а другое «окончательное» (Хьюз). Окончательная весть — это последнее и решающее слово Всемогущего Бога. Поэтому мы не должны ожидать другого. Новый завет, «в отличие от старого, окончателен и неизменен, потому что указанные в нём руководство, священство и царство принадлежат исключительно тому, кто есть вечный Сын» (Хьюз). Для определённо нового откровения просто нет места после того, что было передано через Христа. Бог является автором как старого, так и нового завета, но для последнего Он говорил иначе.
Употребив греческое время аорист в глаголе лалейн по отношению к тому, что Бог говорил и через пророков и через Сына, Послание к евреям показывает, что Бог больше не говорит. Брюс справедливо отмечает: «История божественного откровения — это история движения к Христу; за Ним никакого движения уже нет». Это имеет чрезвычайную значимость при определении важности Нового Завета как Божьего окончательного откровения человечеству. Отрицать эту великую истину — значит утверждать, что кто-то способен дать нам новую Библию или, по крайней мере, сделать добавления к той, что у нас уже есть!
Показано, что Иисус превосходнее древних голосов. Он превосходнее ангелов (1:4—2:18), Моисея (3:1—4:7), Иисуса Навина (4:8–13) и священников из рода Аарона (4:14—7:28). Автор допускает использование человека в качестве средства передачи, но истинно говорил в Ветхом Завете Бог (см. 3:7; цитата из Пс. 94:7). Такое же высокое мнение о богодухновенности проявил Христос, когда указал, что слова из Ветхого Завета были речены Самим Богом (Мф. 22:31, 32). Иисус также отметил животворящую силу Писаний, сказав: «…к которым было Слово Божие, — и не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). Слово Божье вечно. Оно всегда живо и действенно.
Что Бог говорил в ветхозаветные времена, автор этой книги и ранние христиане прочитали в Септуагинте, греческом переводе ветхозаветных Писаний. Этот факт означает, что если перевод правильный, то текст следует рассматривать как Божье изречение Своему народу и миру. Однако такой подход не требует божественного вдохновения для процесса перевода, или для любой современной или древней версии этого перевода! Давайте остановимся на следующем основополагающем утверждении: есть только один не подлежащий изменению источник всякой истины.
То, чему учили апостолы, ничего не прибавляло к учению Христа; они учили тому, что уже было утверждено на небесах, и к сказанному ими нужно было относиться, как к словам Самого Господа. Всё апостольское учение было одинаковым, как если бы сошло с уст Иисуса (Мф. 10:19, 20, 40). Хьюго Маккорд так трактует греческий текст Мф. 16:19: апостолы связывали на земле то, что уже «было связано на небесах». Это ни в коей мере не умаляет важности ветхозаветных Писаний, ибо цитаты из Ветхого Завета и ссылки на него разбросаны по всему Посланию к евреям с указаниями на то, что в этих писаниях говорил Бог.
Намёки на пришествие Христа были даны уже в Быт. 3:15; 12:1–3 и 49:10. Ещё более ясно эта весть выражена во Втор. 18:15 (отрывок, который процитировал Пётр в Деян. 3:22), где объявляется, что на место Моисея придёт новый пророк. Позже служение и природа Мессии всё больше конкретизируются. В Пс. 21:15–19 приводится пророческое описание Распятия. Воскресение Христа предсказано в Пс. 15:8–11; это пророчество Пётр процитировал в 2:25–28.
Свои повеления сегодняшним людям Бог «говорил… в Сыне». Полное откровение о Боге — о Его природе, власти и воле — познаётся только в Иисусе Христе (Ин. 10:30; 14:9; 17:3–8). Вот почему Новый Завет, когда его написание было завершено, стал концом всякого откровения. Придя, Христос открыл Бога апостолам. После Своего вознесения Христос послал Святого Духа завершить откровение и подтвердить слова апостолов чудесами (Мк. 16:20; Ин. 16:12, 13; Евр. 2:1–4). Говорить, что человек сегодня нуждается в непрекращающемся откровении, значит косвенно утверждать, что Бог ещё не сказал Своего окончательного слова в Христе!
Чтобы произвести в людях спасающую веру, окончательное откровение не обходится без чудес (Мк. 16:15–20; Ин. 20:30, 31). Вкусив «сил будущего века» (Евр. 6:5), первые святые частично приобщились к вечному «веку», в котором нам будут доступны более великие силы.
«Говорил нам в Сыне»
Бог «говорил нам в Сыне» (ст. 2). Слово, переведённое здесь как «говорил» (лалео), часто употребляется в «Евреям», когда речь идёт о божественных откровениях (2:2, 3; 3:5; 7:14; 9:19; 11:16; 12:24, 25). Иуда 3 в своих словах «…за веру, однажды переданную святым», говорит о том же.
Ближе всего человек может приступить к Богу в этой жизни только через Его вечного Сына. Единственный путь к Отцу — через Сына (Ин. 14:1–6). Бог, который говорил в Ветхом Завете, говорил и через Новый Завет. «Слово Господне», о котором сказано в письме Павла, это то, чему ранее учил Иисус (1 Фес. 1:8; 4:15). Заповедь, которую дал «не я… а Господь», по сути, тоже «слово Господне» (1 Кор. 7:10; см. 14:37).
Бог говорил Моисею, как записано в Исх. 3:6 (и как позже из Септуагинты цитировал Иисус): «А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова”? Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф. 22:31, 32). Это убедительно демонстрирует, что людям I века Бог говорил через надлежащий перевод текста «Евреям».
Сегодня Он говорит нам таким же образом — через Своего Сына и через вдохновенные писания апостолов и их помощников. Их слова дошли до нас через адекватный перевод в разных версиях. Иисус и апостолы цитировали как раз из одной такой версии (Септуагинты), а не из еврейского первоисточника. Бог по-прежнему говорит с нами в переводах Библии!
Иисус превыше всех
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы исказилось наше представление об Иисусе и Его верховенстве. Была угроза, что первые христиане не сумеют увидеть Его значимости, и мы должны сделать всё, чтобы не позволить туману сомнения или неверия принизить Иисуса в наших глазах.
Роберт Миллиган подробно объясняет, почему Иисуса Христа можно называть Сыном Божьим: (1) по причине Его сверхъестественного зачатия и непорочного рождения девой Марией (Лк. 1:35); (2) по причине Его воскресения, как говорит Павел в Деян. 13:32 (см. Отк. 1:5), и (3) по причине того, что Он «вечно рождён от Отца». Если бы Иисус был «рождён» в смысле сотворения Его Отцом в начале, то Бог не смог бы создать всё через Него (Евр. 1:2; Ин. 1:1–3).
Согласно Миллигану, Христос стал Сыном при воплощении, а до воплощения был «Словом» (Ин. 1:1, 2) и существовал с Отцом ещё до бытия мира. Мы можем применить к Нему выражение «Сын Божий» в том Его состоянии, когда Он существовал в Своём вечном естестве, как мы говорим «Авраам оставил Ур Халдейский», зная, что он тогда ещё был Аврамом и лишь позже стал Авраамом. Теперь выражение «Сын Божий» может быть применимо как к божественной сущности Христа, так и к Его предыдущему физическому бытию. В Мф. 4:3, 6 сатана употребил это выражение по отношению к Нему явно скептически; в Мф. 14:33 апостолы назвали Христа «Сыном Божьим» с благоговением. Павел в Рим. 1:4 употребил этот титул в хвалебном смысле. В Послании к евреям «Сын Божий» означает «единый с Богом» и этим указывает на полное единение в славе Отца. Титул «Сын Божий» характеризует всю сущность Иисуса.
Иудеи утверждали, что Иисус, называя Бога Своим Отцом, делал Себя Богом (Ин. 10:33). Если это притязание Иисуса было ложным, тогда Он действительно заслуживал смерти. Когда мы говорим, что «Сын Божий» означает «Единый с Богом», мы подразумеваем полное единство в божественности Отца. Так как Он «Сын», то Он «Господь всех» (Деян. 10:36). Саймон Кистемейкер высказывает ту мысль, что хотя в греческом тексте перед словом «Сын» в стихе 2 не употреблён определённый артикль, «данное существительное имеет абсолютный смысл и потому эквивалентно имени собственному». Первые три стиха Послания к евреям заявляют тему всей книги. Называются способ, время и передатчики Божьего откровения (Льюис). Стихи 1 и 2а указывают тему, а стихи 2б и 3 называют божественные атрибуты Христа.
В ЧЁМ РАЗНИЦА?
Как ни важны были ветхозаветные пророки, они не могли сравниться с Сыном, который пришёл, чтобы дать новый завет. Послание к евреям показывает несколько резких различий между старым и новым заветами, делая особый упор на природе последнего вестника. Вестники Ветхого Завета несли людям славные истины, но теперь мы имеем нечто несравненно лучшее.
Старое было неполным — передавалось «многократно и многообразно»; новое же завершено и носит окончательный характер. Это «вера, однажды переданная святым» (см. Иуда 3). Это значит, что Свою истину Бог передал Своим святым один раз и на все времена.
Сын был более чем простым посредником, через которого говорил Отец. Через Него всё было создано, и Он поставлен Наследником всего (ст. 2; Ин. 1:1–3). Чудо из чудес! Мы тоже становимся «сонаследниками» (равными наследниками) Ему (Рим. 8:17). Как можно легкомысленно оставить без внимания эти славные высказывания о Сыне?
На небесах всё станет ясно. Конечно, когда выяснится смысл выражения «образ ипостаси Его» (ст. 3), то и радости у нас будет больше. Чтобы приготовиться к этому приготовленному месту, нам уже сейчас нужно больше размышлять о горнем. Читая эти стихи о нашем Христе, так и хочется запеть: «Наш Господь Христос воскрес!» и «Христа да возвеличат все!»
ПРИНЯТИЕ ВЕСТИ СЫНА
Из евангельской вести мы имеем величайшую истину всех времён. Ничто не сравнится со знанием того, почему мы здесь, откуда мы пришли и куда идём. Ответы даёт только Библия.
Проповедовать весть Христа — значит проповедовать Самого Христа. Мы не можем заявлять, что держимся Христа, если мы по-настоящему не держимся Его учения. Считать иначе неразумно и нелогично. Из Послания к евреям мы, в частности, узнаём, что ветхозаветная весть была дана для того, чтобы подготовить людей к более важному откровению Сына. Она вся указывала на Христа. Написавшие свитки Мёртвого моря думали, что они живут перед самым концом времени. Они ошибались, по меньшей мере отчасти, потому что не знали Христа Писаний. Их «Учителем праведности» был не Мессия (Хагнер).
Отныне Бог говорит нам только в Сыне. Эта истина подчёркивается рассказом о Преображении (Мф. 17:1–8; Мк. 9:2–7; Лк. 9:28–36). Тогда Божий голос возвестил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Сегодня мы должны слушать только Слово Христа, ибо только оно является для нас авторитетом.
Кто принимает весть апостолов, принимает Христа (Мф. 10:40). Мы бы почти ничего не знали об Иисусе, если бы не те, кого Он отправил в мир со Своей вестью. Сразу же после того как в момент Преображения прозвучал Божий голос, в Писании сказано, что «остался Иисус один» (Лк. 9:36). Наши проповеди должны быть сфокусированы на заверении, что Он заменил Собой и превзошёл Моисея и Илию — закон и пророков. Он один является нашим авторитетом во всём. Всё наше знание об Иисусе исходит от Него, будучи передано получившими особую силу мужами. Таким образом, ключом к нашему пониманию библейской истории был приход Божьего Сына.
Откровение Иисуса уникально. Раймонд Браун рассказывает о ширящемся в современном мире сомнении в божественности Иисуса и убедительно отвечает на это: «Но Послание к евреям знакомит нас с Христом, чья совершенная безгрешная природа является уникальным откровением, чья жертва является единственной, способной дать нам спасение, и чья власть на небесах и на земле не имеет себе равных». Это простая, но убедительная защита.
СЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ (1:2)
«Составлять много книг — конца не будет» (Еккл. 12:12). Люди читают, читают и читают. Ныне существует больше книжных магазинов, чем когда-либо. Мы читаем всё, что угодно, включая книги и журналы о недавних событиях, истории, кинофильмах, пьесах и людях — и так мало людей читает Слово Божье! Человек может узнать о Боге и Его воле больше, читая Писания, нежели каким-либо иным путём.
Понимание того, что Бог сказал через Христа, может сделать человека навеки счастливым и довольным. Оно позволяет нам увидеть самое удивительное событие во всей истории — когда Бог из великой любви к миру послал в качестве Своего представителя Сына Своего единородного, чтобы Он продемонстрировал человечеству волю Отца. Благодаря Своей жертве Сын дал средство для нашего спасения в вечности. Люди запоем читают о том, что некие, с позволения сказать, эксперты называют способом обогатиться. Но даже если такие богатства и можно добыть, они всё равно будут потеряны. Так почему не поискать того, что гарантирует вечные награды? Читайте Библию!
Сын Божий — источник познания нами Божества. Без Его откровения мы бы почти ничего не знали о силе и божественности Бога (Рим. 1:20, 21); мы бы совершенно не поняли Его плана нашего искупления для вечности. Познать Христа — значит познать Его Отца (Ин. 14:6–11). Как без солнца в нашей солнечной системе всё бы погибло, так без Сына, который пришёл на землю, у нас не было бы надежды на жизнь за этой юдолью слёз. В Пс. 83:12 сказано: «Ибо Господь Бог — солнце и щит, Господь даёт благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ».
Мы узнаём о Нём, потому что Бог пожелал через Христа рассказать о Себе. К Отцу можно прийти только одним путём — через весть Христа (Ин. 14:6). Вот почему там, куда не дошло евангелие, нет и ни одного христианина. Весть, которую Бог передал нам через Сына, мы должны передавать дальше.
Вы хотите больше узнать о своём небесном Отце? Тогда изучайте Его Слово. Один человек в небольшом южном городке умер, когда его сын был ещё совсем маленьким. В то время как другие мальчишки со своими отцами работали на полях, играли и ходили на рыбалку, этот юноша совершенно не помнил своего. Когда он вырос, то стал расспрашивать о своём отце людей, которые когда-то знали его. Он всю жизнь собирал обрывочную информацию, чтобы составить полную картину об отце. И нам бы пришлось так же поступать в отношении нашего небесного Отца, если бы не Иисус Христос и Его откровение.