18+
Трудно представить себе более разных писателей, чем Говард Лавкрафт и Алан Мур. Первый — американский джентльмен, словно явившийся из XIX века, с крайне пуританскими и «правыми» взглядами, ярый материалист, в жизни — обаятельный и неловкий, в переписке — интеллектуал. Второй — британский анархист и эзотерик, ненавистник мейнстрима и ниспровергатель жанров, с внушительной и гипнотической внешностью. И при всем при этом именно Мур сумел как никто иной понять жизнь и творчество Лавкрафта — и так убедительно рассказать об этом остальным, что после «Провиденса» сложно воспринимать Лавкрафта иначе, чем через призму этого произведения.
«Провиденс» Алана Мура — невероятных масштабов исследование творчества Лавкрафта и его эпохи, со стихотворениями в прозе и рассказами в основе глав. Мур решил вернуться к истокам, перенеся действие в 1919 год, и собрать сюжеты абсолютно всех произведений Лавкрафта в единое полотно.
Сейчас имя Лавкрафта у всех на слуху: мало кто не слышал хотя бы про Ктулху. Идеи писателя не только определили облик хоррора и мистики в XX веке, но и просочились в смежные жанры — в фантастику, фэнтези, детективы… Однако это сыграло с писателем злую шутку: вместо мифов Лавкрафта мы куда чаще сталкиваемся с тем пластом, который создали уже его последователи. Немногие даже знают, что исходно «мифы Ктулху» были научной фантастикой — за всей мистикой скрывались передовые для времени написания научные теории и истории о невероятно развитых инопланетных расах.
«Зов Ктулху» — мистическая история о скрывающемся в морской пучине сверхъестественном существе. Настанет день, когда Ктулху восстанет из вод, и мир содрогнется.
Только к концу XX века, когда все уже привыкли, что «Лавкрафт — это побольше щупалец», а Ктулху стал стандартным монстром для отстрела в играх, литературоведы наконец обратились к первоисточнику и постарались понять, что же вкладывал в свои произведения сам Лавкрафт — и почему его «ужастики» в бульварных журналах оказались настолько яркими и живучими. Вот к этой школе критиков и решил примкнуть Алан Мур. А если за дело берется автор «Хранителей» и «V — значит Вендетта», то можно быть уверенным: мало не покажется никому.
«Дело в том, что Лавкрафта обычно позиционируют как изгоя — возможно, потому, что так называется один из его самых известных рассказов, так что натяжка не слишком сильная. Но если всерьез присмотреться к Лавкрафту, […] все эти страхи были абсолютно типичны для простого белого человека среднего класса. […] В некотором роде в его историях отражен некий ландшафт страха — территория страха — всего XX века».
Творческий подход Алана Мура можно описать лаконичной фразой «Магия слова»: недаром так назвали его недавно вышедшую биографию. Писатель не просто так считает себя магом: по его представлению, литература — это и есть один из самых эзотерических способов влиять на мир и умы людей. Если вспомнить хотя бы маску Вендетты, ставшую международным символом для самых разных протестных движений XXI века, поневоле придется согласиться: Мур и есть самый настоящий маг. Что же тогда сказать о Лавкрафте, который заставил человечество задуматься о непознаваемых истинах и о собственной ничтожности перед лицом безразличной Вселенной?
Все эти и другие книги вы можете приобрести в интернет-магазине Лабиринт.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!