Как-то раз на одном из форумов обсуждался вопрос «Почему на Руси было так много нищих стариков», причем обсуждение свелось к выводу, что старых крестьян их дети всячески ущемляли и в худшем случае выкидывали на улицу. Иллюстрацией к этому выводу служила известна басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - сын с невесткой держат старого отца за печкой, к столу не пускают и лишь после того как видят сына, делающего лоханку, из которой он собирается кормить родителей в будущем, одумываются и начинаю лучше относиться к старику.
Морально-поучительная сторона басни, конечно, не подлежит сомнению. А вот по ее общественной-исторической реальности, пожалуй, есть несколько вопросов.
Права стариков в России до революции прежде всего защищались общиной. А отсюда следует первый вывод – старые люди которые стояли во главе отдельной деревни/села вряд ли могли равнодушно взирать на такое поведение сынульки из басни – плохой пример их собственным сыновьям.
А кому принадлежит дом в котором живет эта семья? Крестьянский дом принадлежал тому крестьянину, который его построил (или получил в наследство от своего умершего отца) вплоть до конца жизни этого крестьянина. Разумеется с землей, имуществом, живым и «мертвым» инвентарем. Юридические права на владение имуществом вовсе не исчезали с преклонным возрастом и потерей трудоспособности.
При таком раскладе, если бы младший сын взялся ущемлять старика, то он бы скорее всего подвергся серьезному давлению со стороны старшего брата/братьев, да и сестры, выданные замуж вряд ли бы остались в стороне и младшему пришлось бы не складно.о отца. НО! Минорать не был в отличии от майората безусловной привилегией наследника – он нес с собой целый пласт обязанностей возлагаемых на младшего сына. На практике перед этим отец «отделял» старшего сына или сыновей в отельный дом, помогая им его строить, а уж коли младшему доставался старый отцовский дом побогаче новых, сыновьих, то младший был обязан заботиться не только об отце если уж он вдруг утратил силы, но и о матери (если та была еще жива) и о сестрах которые не были выданы замуж – или еще не выданы в силу возраста, ну или «вековухи».
При таком раскладе, если бы младший сын взялся ущемлять старика, то он бы скорее всего подвергся серьезному давлению со стороны старшего брата/братьев, да и сестры, выданные замуж вряд ли бы остались в стороне и младшему пришлось бы не складно.
Так что проблема частично надуманная, к примеру, можно вспомнить один эпизод из трилогии «Хмель. Конь Рыжий. Черный тополь». Один из второстепенных персонажей второй книги Филимон, только тогда умудряется захватить отчий дом, когда отца за грубость представителю власти сажают в кутузку, а когда отца выпускают, Филимон держит оборону и старик удаляется жить на заимку. А так бы жил сам Филимон на улице… Вернувшийся с войны старший брат Тимофей, чуть не рушит эту благодать, возмущенный отношение Филимона к жене, заявляет:
- Сейчас приведу батю, и уж вы тут разберетесь, что правильно, а что нет…
- Тима, не губи! Только жить начал!
Приношу извинения за неточность цитаты, пишу по памяти, но контекст именно такой.