А теперь хочу поделиться воспоминаниями об уроках, которых в современных школьных программах уже давно нет. Это уроки НВП, начальной военной подготовки.
Мы были школьниками в 80х годах прошлого века. Давно отгремела Великая Отечественная Война, даже очень давно. Но тогдашнее руководство страны, СССР, считало необходимым давать базовые знания по самообороне и навыках защиты Родины с младых ногтей.
И у всех, во всех школах был этот предмет – НВП.
Сразу скажу, мы его очень любили, потому что здесь мы получали не только теоретические знания, мы все опробовали и тренировали на практике. Школа наша была небольшой, в параллели по два класса, и с 6го начиналась НВП.
Были разные разделы подготовки: сан.подготовка, где нас учили оказывать первую помощь, строевая подготовка, где нас учили маршировать, мы пели песни, кричали речевки, совершали марш-броски. Да, занятия были не только в классах.
Были созданы отряды, наш 6А получил название «Отвага», и ему было присвоено гордое имя Ю.А. Гагарина.
Мы соревновались с отрядом «бэшек» на постоянной основе, a также регулярно проводились смотры боевой и политической подготовки пионерских отрядов городского масштаба. Подготовка была очень серьезной. Кроме умения ходить строем, выполнять приказы командира и петь песни, нас учили стрелять из малокалиберной винтовки, для этого в школе переоборудовали один класс под тир. Мы стреляли с колена, стоя, лежа… И мальчишки, и девчонки. Представляете, какой был кайф! Ведь нам было всего по 12-13 лет.
Мы учились кидать «гранаты». Бегали на разные дистанции. Учились и умели надевать противогазы. С тех пор знаю, что такое зарин, зоман и иприт. Радует, что только в теории. Однажды прозвучавшая в игре КВН шутка про размер противогаза для моего поколения была понятна на раз. Да, у нас у всех был индивидуальный размер, противогазы подбирали не абы как, а четко по размерам головы. Ведь это для нас, детей, эти занятия были развлечением…
Мы разбирали и собирали автомат Калашникова на время. Неуспевающих не было! Помню, как мой детский палец застрял при вынимании детали, называемой «принадлежность».) Непередаваемые «очучения» и свой синий распухший палец помню до сих пор)) Но даже такие происшествия не отвращали нас от этих уроков. «Пустяки, дело житейское», как говаривал Карлсон, правда, по другому поводу).
У нас проводилась масштабная областная игра «Зарница» на первенство среди школьных команд, и однажды наш отряд тоже был приглашен.
Там мы проходили настоящую полосу препятствий, ползали по-пластунски под колючей проволокой, бегали по каким-то траншеям, кидали «гранаты», в общем, веселились во всю. Не забывайте, нам было по 13! Потом нас кормили солдатской кашей, показали настоящие казармы (игра проходила на территории военной части). Впечатлений хватило надолго. Адреналин и азарт. Новые навыки. Стремление не подвести команду, победить – такие чувства двигали нами, пусть и неосознанные тогда
Обучали нас серьезным вещам, хотя мы, в силу возраста, этого не понимали. Замечательный был у нас военрук – Распопов Василий Протасович, бывший кадровый военный. На уроках, хоть и серьезных по сути, нередко происходили забавные ситуации, и место шутке находилось.
Отличные знания были нам даны, и, что характерно, мы их получили)))
Счастье, что нам не пришлось применить эти знания на практике.