Найти тему
Переплёт

Основание Вселенной Айзека Азимова и его первые книги

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня на канале "ПроЧтение" - статья от Саши Мемуса, ведущего подкаста про научную фантастику «Худо Не Было». Каждую неделю на подкасте обсуждается крутая научная фантастика. Подписывайтесь и слушайте!

Айзек Азимов был крайне плодовитым автором и написал больше 500 книг (правда не все они были фантастикой, я вот в школе читал его научпоп про генетический код). Свой первый научно-фантастический рассказ «В плену у Весты» он напечатал в марте 1939 года в легендарном журнале Amazing Stories. После этого Айзека ожидала долгая карьера писателя-фантаста, про которую уже писали на канале.

Я же хочу сфокусироваться на 1940-х, когда Азимов только начинал свой путь. Мы поговорим про три главные произведения Азимова того периода: рассказ «Робби», рассказ «Приход Ночи» и трилогию «Основание».

Обложка номера Amazing Stories, где вышел первый рассказ Азимова. Источник: Wikipedia
Обложка номера Amazing Stories, где вышел первый рассказ Азимова. Источник: Wikipedia

Робби — 1940

Вскоре после первой публикации в Amazing Stories Азимов написал рассказ «Робби», свой первый рассказ о роботах. В нём ещё не было законов роботехники, зато был робот-няня, который играл с маленькой девочкой вместо её отстраненных родителей. Редактор Фредерик Пол опубликовал рассказ в сентябре 1940 в журнале Super Science Stories. Вот только ему не понравилось название, и он сменил его на новое: «Странная нянька». Позже Азимов назовет новое название «безвкусным».

Обложка номера Super Science Stories, в котором вышел рассказ «Странная нянька». Источник: pulpcovers.com
Обложка номера Super Science Stories, в котором вышел рассказ «Странная нянька». Источник: pulpcovers.com

Азимов продолжил писать рассказы про роботов на протяжении всех 1940-х. Только в своем третьем рассказе про них «Лжец!» он упомянул наличие Первого Закона роботехники. А целиком сформулировал все три Закона в четвертом рассказе «Хоровод» (да, это тот самый, где робот начал бесконечно ходить кругами). Постепенно, за 10 лет материала накопилось на целую книгу, и в 1950 Азимов публикует сборник «Я, Робот». Для сборника он немного переписывает оригинальный рассказ «Робби» и добавляет в него упоминание Законов (так что не только в комиксах Марвел умеют делать ретконы). Законы гласят:

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

В 2016 году рассказу «Робби» выдадут премию Ретро-Хьюго. В пятом эпизоде нашего подкаста «Худо Не Было» мы подробно разбираем рассказ «Робби» и удивляемся, что по описанию робот-нянька больше похож на одного из боевых роботов из фильма про Судью Дредда. 

Приход ночи — 1941

В сентябре 1941го Азимов публикует свой рассказ «Приход ночи» в журнале Astounding Science Fiction. Рассказ Азимова впервые попадает на обложку журнала. Это изменит карьеру Азимова. По его же словам, после публикации из «третьесортного писателя» он мгновенно превратится в топового автора. Редактор журнала Джон В. Кэмпбелл заплатит Азимову 166$ за текст (это примерно три тысячи долларов в 2020). 

Та самая обложка Astounding Science Fiction, которая сделала Азимова знаменитым. Источник: Pinterest
Та самая обложка Astounding Science Fiction, которая сделала Азимова знаменитым. Источник: Pinterest

Идея рассказа родилась во время беседы Кэмпбелла и Азимова. Они обсуждали цитату американского философа Ральфа Уолдо Эмерсона

“Если бы звёзды проступали в ночном небе лишь раз в тысячу лет, какой горячей верой проникались бы люди, в течение многих поколений сохраняя память о граде Божьем!“

Кэмпбелл был не согласен с Эмерсоном и возразил: 

“Я думаю, что люди просто сходили бы с ума.”

Вместе с Азимовым они придумали название «Приход ночи», и Айзек отправился писать рассказ.

В 1968 году Ассоциация писателей научной фантастики Америки назвала «Приход ночи» лучшим НФ рассказом, написанным до 1965 года. (После этого года они учредили премию Небьюла, которая стала второй самой престижной премией в мире НФ вместе с Хьюго. В 1973 Азимов соберет комбо и получит и Хьюго и Небьюла за роман «Сами боги».)

Пытаясь заработать на известности рассказа, Голливуд сделает две попытки экранизировать «Приход ночи»: в 1988 и в 2000. Оба фильма вызовут негативные реакции как зрителей так и критиков. А все потому, что это просто низкобюджетные фильмы, а не настоящее lo-fi искусство. Так что моей любимой экранизацией все еще остается вот эта короткометражка. 

А в шестом эпизоде подкаста мы подробно разбираем сюжет и научную подоплеку «Прихода ночи» и даже сравниваем его с романом Лю Цысиня «Задача трех тел».

Основание — 1942-1950

Трилогия «Основание» — пожалуй, самая известная работа Азимова. Он начал писать и издавать рассказы про Галактическую империю в мае 1942 года в том же Astounding Science Fiction, что и «Приход ночи» годом раньше. В 1950, когда материала накопилось достаточно, Азимов издал трехтомник, доработав рассказы и повести из журнала.

Оригинальная трилогия «Основание». Потом будут еще приквелы и сиквелы, совсем как у Звездных войн. Источник: electricliterature.com
Оригинальная трилогия «Основание». Потом будут еще приквелы и сиквелы, совсем как у Звездных войн. Источник: electricliterature.com

Действие трилогии начинается в Галактической Империи. Психоисторик Гари Селдон понимает, что скоро случится падение Империи и наступят тёмные века. Избежать разрушения Империи уже нельзя, но можно сократить время, которое потребуется человечеству, чтобы восстановить былую цивилизацию. Это и становится основой «плана Селдона». 

На эту завязку сюжета Азимова вдохновила работа английского историка Эдварда Гиббона «Закат и падение Римской империи». Гиббон был ярким представителем Эпохи Просвещения, его даже называют первым современным историком. Главный тезис «Заката и падения Римской империи», что Римская империя разрушилась из-за принятия христианства. В первом томе Гиббон пишет:

“В века суеверий человечество для обеспечения своих прав могло бы пользоваться влиянием духовенства, но связь между троном и алтарем так тесна, что весьма редко приходилось видеть знамя церкви развевающимся на стороне народа.”

Сам Азимов был атеистом и регулярно высмеивал суеверия и псевдонауку в своих книгах. В «Основании» он ставит концепцию Гиббона с ног на голову и делает священников настоящими двигателями прогресса.

https://www.oconowocc.com/wp-content/uploads/2015/09/blog_robotsAmanecer.jpg
https://www.oconowocc.com/wp-content/uploads/2015/09/blog_robotsAmanecer.jpg

С премиями у основной трилогии всё тоже хорошо. В 1966 году «Основание» получило специальную премию Хьюго за лучшую фантастическую серию всех времён. (Азимов сам удивился, потому что думал, что эту категорию создали специально для «Властелина Колец».)

В 2018 году Ретро-Хьюго получил рассказ «Основание» (это первый изданный рассказ во вселенной, позже он стал второй главой первого тома). А в 1996 году Ретро-Хьюго досталась повести «Мул» (потом она станет второй половинкой второго тома трилогии). 

В подкасте мы записали эпизоды про все три тома: «Основание», «Основание и Империя» и «Второе Основание». В них мы обсуждаем как Азимов проложил своей трилогией дорогу Звездным войнам и Людям Икс. И почему Илон Маск положил «Основание» на борт ракеты Falcon перед первым запуском. 

2 января 2020 исполнилось 100 лет со дня рождения Айзека Азимова. За время первого сезона подкаста мы прочитали и обсудили 5 его книг (больше чем у любого другого автора из 1940-х). Мы захотели отдать дань уважения этому крутому писателю.

Так что у нас родился безумный план: взять тачку и отправиться в деревню Петровичи в Смоленской области. Ту самую, где родился Азимов. Про эту поездку я расскажу в следующей статье.

А пока читайте Азимова и подписывайтесь на подкаст.

Приятного ПроСлушивания!