У каждого народа, живущего вдали от цивилизованного мира есть традиции и обычаи, которые кажутся весьма странными людям. живущим в больших городах. Сегодня, когда современный мир, захваченный процессом глобализации не замечает, как поглощает обряды прошлого, существуют традиции, которые живут до сих пор и вызывают недоумение у остальной части населения. Речь пойдет о чукчах и их семейных отношениях.
Представьте себе такую картину. К вам приехал друг детства, с которым вы не виделись, ну предположим пару десятков лет. Вы посидели, повспоминали, выпили пару бутылочек и вдруг осознали, что на дворе уже ночь и пора спать. Вы уговариваете друга остаться у вас этой ночью и что бы он не отказался, предлагаете ему на ночь свою жену. Как вам такой вариант? Жутко да? Но только не у чукчей. У них это в порядке вещей. Чукчи совершали браки между родственниками, путем обмена жен. Если чукче подходило время жениться, то особого выбора у него не было. Женись и не задавай лишних вопросов. А если будешь искать ту, что мила твоему сердцу, вероятна возможность, что останешься на всегда холостым, а чукчам это сравни смерти. Нужно растить себе смену, помощника в старости. Вот и женились чукчи не на тех кто был им мил, а на тех кто по возрасту подходил.
Иногда обмен проходил в тех случаях, когда кто- то, на радость жениха, похищал невесту. Бывали и такие случаи. Тогда семья вора должна предоставить жениху, в качестве компенсации, кого-то из своей семьи. И часто жених был просто счастлив, совершая этот обмен. Понять рассерженных родственников можно, рабочие руки всегда нужны. А если невеста сбегала перед свадьбой, то рассерженные родственники жениха могли потребовать компенсацию в двухкратном размере. Но такое происходило крайне редко, так как родители молодых договаривались за долго до брачного возраста детей. Еще чукотская семья могла отдать в соседнее стойбище молодую девушку, а взамен получить женщину своему сыну. Если чукча беден, но очень хочет жениться на приглянувшейся ему девушке, он должен отработать несколько лет на семью будущего тестя. И когда он отработает свой срок, он получает девушку, оленей и уходит на собственные хлеба.
Но случалось это очень редко. Зачастую жил он со старыми родителями невесты, их тринадцатью или пятнадцатью детьми. Пас стада оленей и был доволен своей удавшейся судьбой. Богатые чукчи имели несколько жен. Это делалось из практических соображений. У него несколько стад оленей и за каждым нужен присмотр. В таких случаях первая жена назначалась главной, остальные были ее помощницами. Это некое подобие шведской семьи. Они устраивали групповые браки и обменивались женами прямо на супружеском ложе. Оленевод во время бурь и метелей всегда мог найти приют и ночлег в соседнем стойбище, у товарища по жене.
Дети рожденные в таком браке считались общими. Групповой брак был спасением для бездетных пар, так как бесплодие одного, могло быть компенсировано детьми другого. Если чукча погибал, то его жена и дети становились женой и детьми его младшего брата. Если брата не было, то на вдове женился его двоюродный брат или племянник.