Найти в Дзене

Как наш мозг лепит сам себя и можем ли мы на это влиять?

Наши чувства, мысли и желания – это не нечто бесплотное, существующие в мире абстракций. У них у всех есть вполне физическое воплощение в виде электрического импульса или химической реакции. Поэтому жизненный опыт человека не просто «записывается», как на пленку – он меняет саму структуру мозга. Зная это, можно попробовать «настроить» мозг так, чтобы он был заточен на то, что нам нужно! Теоретически…

Мы все рождаемся с огромной кучей нейронов, но с очень маленьким количеством связей между ними. Не совсем чистый лист, но близко к этому. Затем, в младенчестве и раннем детстве мы начинаем гигантскими темпами эти связи создавать. Вот мы научились держать голову – получили пучок связей. Поняли, как нужно сжать пальцы – еще пучок. Постепенно эти связи укрепляются, а движения становятся все более точными. Это со стороны может показаться, что новорожденные только едят да спят. На самом деле так активно как у новорожденных мозг не работает ни у кого, даже у гениев.

Помимо нечеловеческой скорости формирования связей, у младенцев есть еще одна фишка. В возрасте от нуля до двух лет эти самые образовавшиеся связи активно покрываются миелином. Это такое вещество, которое выступает в качестве оболочки связи. Ну знаете, как изоляция у проводов, чтобы они лучше проводили ток. Покрытая миелином нейронная связь работает хорошо и быстро, а разрушить ее очень трудно. Поэтому однажды научившись держать ложку, говорить слово «трансформатор» и ездить на велосипеде разучиться почти невозможно.

-2

Так вот к двум годам большая часть очень важных связей в мозгу уже покрыта миелином и представляет собой некий «каркас». В нем собраны навыки движения, речи, восприятия звуков, картинок и запахов, а также базовые представления о том, какой этот мир – приятный или опасный. К семи годам выработка миелина немного снижается. Крепкие связи образуются уже не столь стремительно, но все же быстро.

Новый пик выработки миелина приходится на подростковый возраст. Природа считает, что человеческим юнцам в этот период приходится освоить еще одну базовую программу – отделение от родителей, поиск партнера и размножение. Чтоб дело пошло быстрее, в дело снова включается миелин. Поэтому именно в этот период мозг может изменить свою ментальную модель окружающего мира.

Эти два возраста – от 0 до 2-3, а затем от 11-13 до 16-17 – являются решающими в построении мозга в целом и личности в частности.

Во взрослом возрасте новые нейронные связи закрепляются дольше, а перенастроить существующие – это вообще титанический труд! Например, если кто-то с детства стесняшка и боится знакомиться первым, то переучиться и начать активно подходить к людям для него примерно также трудно, как правше стать левшой. Или конькобежцу – волейболистом. Именно поэтому приходя к психотерапевту, не стоит ждать откровений и моментальных изменений. Прежде чем изменится образ мыслей, должно буквально изменится ваше тело (а мозг ведь тело).

-3
Но есть два способа формировать и закреплять новые нейронные связи. Очень простые и всем известные. Это опыт и эмоции. Чем чаще вы делаем что-то, тем легче и быстрее у нас это получается, тем крепче связь между нейронами. Чем более сильные и яркие эмоции вызвала информация/событие, тем четче оно впечатается в мозг.

С опытом все более-менее просто. С эмоциями сложнее. Чтобы импульс от одного нейрона достиг другого, их отростки – дендриты – выбрасывают те или иные нейромедиаторы. А дендриты воспринимающего нейрона улавливают их рецепторами. Для каждого медиатора у клеток есть свой специфический рецептор. Когда у дендрита срабатывают, например, рецепторы норадреналина, мы испытываем страх, а когда эндорфина – радость. Когда эмоции совсем нас захлестывают – это значит мозг выработал больше нейромедиаторов, чем способны уловить имеющиеся рецепторы. Мы чувствуете себя ошеломленным и дезориентированным до тех пор, пока ваш мозг не создаст больше рецепторов. Так происходит адаптация.

Когда рецептор нейрона долго не работает, он исчезает, оставляя место для появления других рецепторов, которые могут вам понадобиться. Когда мы часто испытываем стресс, сильно злимся или боимся, у нас «отрастает» больше рецепторов для тех нейромедиаторов, что вызывают злость и страх.

И наоборот - «гормоны радости» постоянно присутствуют в мозге, осуществляя поиск «своих» рецепторов. Нейрон «срабатывает», потому что подходящие молекулы гормонов открывают замок его рецептора. А затем на основе этого нейрона создается целая нейронная цепь, которая подсказывает вам, откуда ожидать радости в будущем.

Наука
7 млн интересуются