Я помню свой первый вечер в Китае. Партнёр, чьё имя я не помню (назову его условно Сунь Хунь, хунь его знает, что это значит, но это имя ему бы подошло - оно вполне китайское. Sun Hun), повёл нас ужинать. Мы шли по темной китайской улице, вдоль которой росли тропические деревья, я на ходу переводила с англо-китайского на русский, и кайфовала от ситуации. Вот она я, девочка Саша, у которой ещё пару лет не было и надежды на выезд за границу, нахожусь в другой части света, РАБОТАЮ ПЕРЕВОДЧИКОМ. Это был успех.
И вот мы подходим к маленькой придорожной харчевне, в которой полно людей. Круглые столы застелены прозрачной пленкой, на столах стоят чистые наборы посуды, запечатанные в пластиковую пленку - всю посуду обрабатывают паром после мойки и упаковывают.
Люблю этот забавный ритуал: взять палочки и резко с громким звуком «чпок» разорвать ими натянутую на стакан плёнку, потом прополоскать посуду кипятком, который приносят новым гостям и сделать свой заказ.
И вот мы садимся и Сунь-хунь радостно объясняет, что иероглиф «狗», который я приметила на входе, здесь не спроста: это собачий ресторан. И нам предстоит есть собаку. Я человек со здоровым отношением к еде и нездоровым авантюризмом: в тот вечер уровень адреналина и так зашкаливал, все было новое и все впечатляло, отчего бы не отведать собачатины? Не скажу, что я впечатлилась по вкусу, но само действие завораживало: собаку готовили по принципу Китайского самовара или Хуо-гуо 火锅: посередине стола установили маленькую печку, на которой стоял котелок с кипящим бульоном. В этот бульон мы самостоятельно бросали кусочки собачатины, овощи, грибы и тофу, все это варилось. Отдельно нам принесли приплетал с соусом, в которым можно было макать сваренное мясо и прочие ингредиенты. Я никогда до конца не понимала, почему поход в Хуо-гуо стоит дороже, чем в обычный Китайский ресторан - готовишь сам, а платишь больше. Наверное, это дань традициям, ведь Хуо-гуо всегда забиты людьми, это самые популярные места.
На следующий день после потрясающего завтрака в гостинице, где я съела свой первый Баоцзы 包子, мы отправились на фабрику. Для этого нужно было из 虎门 ехать в другой город. Сунь-хунь сообщил, что ехать нам около двух часов. Под разговоры время прошло незаметно, лишь изредка я рассматривала пейзаж за окном. Я видела как высотки сменились одно- и двух-этажными строениями, мы въехали в промзону, а вслед за ней я ожидала увидеть простор и рисовые поля между городами, которые сменились бы новым городом. Но нет! Промзона не заканчивалась, и Сунь-хунь вдруг сказал: «вот мы и в Дунгуане!» Моему удивлению не было предела! Как так? Почему не было перерыва? У нас, в России, между городами лежат сотни километров безлюдных лесов и полей, как один город может перетекать в другой?! Позже я поняла, что плотность населения вокруг крупнейших городов и в особенности возле Гуанчжоу настолько высока, что между городами нет этого пустынного разрыва. Ноне нужно обманываться на этот счёт: в северных провинциях, например, в провинции Хейлунцзян, где я училась, лежат бескрайние просторы кукурузных и прочих полей - все как у нас. Промышленные же центры отличаются очень высокой концентрацией фабрик.
Первая фабрика, на которой я побывала, была джинсовая фабрика - небольшое производство в несколько этажей, где сотни рабочих режут полуметровые стопки джинсовой ткани по лекалу при помощи специальной машины, передают швеям и те делают основную работу: обрабатывают ткань и превращают ткань в готовое изделие, которое по-Китайски зовутся «штаны ковбоя» 牛仔裤. Меня поразило, как спокойно они работают – каждый молча делает свою дело, процесс идет.
Производство – это душа современного Китая.
Мелкие фабрики и домашние производства повсюду – в каждой подворотне, в каждом промышленном здании, а иногда даже в шикарном особняке – есть целые районы домашних фабрик, которые уклоняются от налогов или просто экономят деньги на аренде помещения. Каждый день, каждую секунду, от рассвета и до глубокой ночи с перерывами на обед и обеденный сон (это святое!) где-то в Китае производят вещи, которые вы будете носить, на которых будете спать, которыми будут играть ваши дети.
Оглянитесь вокруг, внимательно посмотрите вокруг себя и задайте себе вопрос:
где произведена лампочка, которая освещает мне комнату? Постельное белье, на котором я сплю (Ивановская бязь или высококачественный китайский сатин?), чайник, в котором я грею воду, смартфон (практически член семьи, главный гаджет в жизни современного человека), скатерть, посуда, ламинат на полу, бытовая техника, детский стульчик, бытовые мелочи и игрушки из секс-шопа? Готова поспорить, что большая часть содержит в тексте маркировки гордое Made in China.