Что такое Дайто-рю и зачем оно нужно современному прогрессивному человеку? Какое место оно занимает в бездонном мире различных людских активностей? Это спорт, драка, искусство или нечто совершенно иное? Вероятно, каждый ответит на этот вопрос по-своему.
Прежде всего стоит отметить, что Дайто-рю - это типичное Ката Будо, хоть и со своими особенностями и непохожестями. В настоящем Ката Будо основным способом обучения является изучение и многократное повторения Ката - определённых схем технических действий. Мы повторяем Ката снова и снова, доводя движения до совершенства и хирургической точности. Именно через многократное повторение базовых Ката мы в итоге начинаем понимать глубинные принципы, заложенные в них предыдущими поколениями мастеров. Но такая методика обучения характерна не только для Айкидзюдзюцу. В Кэндзюцу есть ката, в Каратэдо есть ката, их аналоги есть в Тхэквондо, Ушу и множестве других восточных единоборств. Однако, в традиционном Дзюдзюцу Ката имеют свои особенности.
В переводе с японского Ка́та (яп. 型 или 形) - означает «форма» или «схема». Грубо говоря, Ката - это формализованная последовательность движений, некая эталонная схема технических действий. В Дайто-рю существует огромное множество базовых Ката и их вариаций (по некоторым подсчётам, более десяти тысяч). В то же время, Ката - это лишь внешняя часть техники, ее оболочка. Без должной тренировки и наполненности, без понимания глубинных принципов, изучение лишь огромного числа форм и методов из свитков Дайто-рю не гарантирует их реальной применимости в опасных ситуациях. На этом фоне часто раздаётся критика, что в стилях, подобных Дайто-рю, не хватает учебных поединков и соревнований, что, дескать, делает этот вид «вещью в себе» и «пережитком прошлого».
Но давайте разберёмся, как обстоят дела в реальности, и как стоит воспринимать феномен «Ката» в Дайто-рю.
Чаще всего техники в Дайто-рю изучают и отрабатывают в паре (реже в одиночку или в группах). По своей сути, все техники - это ситуативное моделирование, то есть проработка определённых ситуаций противостояния. Стандартная схема: нападающий атакует определенным образом, защищающийся выполняет техническое действие и «побеждает» оппонента. При этом такая последовательность вовсе не должна быть предопределена. Сама боевая ситуация должна восприниматься не как набор хореографических действий с заранее известным финалом, а как реальное столкновение с недоброжелателем, которое, в случае малейшей ошибки, может повлечь самые нехорошие последствия. В случае неправильного выполнения техники или ее неработоспособности, нападающий вправе вырваться из приема и атаковать снова, зачастую ещё более жестко. Другими словами, все Ката должны быть восприняты как реальный вызов и самый что ни на есть боевой или «уличный» случай. На самом деле такой подход очень здравый с точки зрения самообороны и оправдан не только для времён феодальной Японии, но и для современных условий.
В арсенале Дайто-рю есть как защитные действия, так и атакующие, однако, подавляющее большинство техник все же относиться к самообороне и защите. В этом случае возможно ввести понятия «пассивная защита» и «активная защита». В первом случае мы ждём атаку противника (как психологически, так и физически) и реагируем на неё ответным действием. Но в случае «активной защиты» ситуация иная. Когда агрессор уже выбрал нас в качестве своей жертвы и напал, необходимо суметь, используя методы Школы, поменяться с ним ролями, то есть в мгновение ока сделать жертвой его самого. Иными словами, мы должны нашими защитными техниками АТАКОВАТЬ его тело и дух. В этом есть принципиально важная особенность Дайто-рю Айкидзюдзюцу.