Весной, в период самоизоляции, всем нам в той или иной мере пришлось столкнуться с проблемами устройства быта. Когда вся семья дома, особо важно, чтобы соблюдался режим дня и у каждого были свои обязанности. Иначе жизнь превращается в ад.
Столкнулась с этой проблемой и я, живущая в двухкомнатной квартире вдвоем с сыном-пятиклассником. Пытаясь по-новому организовать наш быт, к каким источникам я только не обращалась. Не обошла стороной и памятник русской средневековой литературы – «Домострой».
Написал (вернее, собрал и отредактировал) «Домострой» духовник Ивана Грозного поп Сильвестр. Дело происходило в 16 веке.
У современного человека, а особенно вышедшего из советской эпохи, «Домострой» ассоциируется с устаревшим, отжившим, неразвитым и отсталым. Даже уничижительное прилагательное придумали – «домостроевский» (означает все то, что я перечислила выше).
И все-таки, я решила познакомиться с этим произведением, которое, кстати, при Советской власти было запрещено. Просто нашла на "Ютубе" аудиокнигу и прослушала ее, занимаясь домашними делами. И, знаете, это произведение меня очень заинтересовало и удивило.
Перечислю, чем именно:
1. Уже в 16 веке причащаться было принято один раз в год. Я считала, что такой обычай возник в 19 веке, что и привело к всеобщему ослаблению веры.
2. Муж и жена называются «государем» и «государыней» - книга адресована представителям боярского и купеческого сословия, которые имели многочисленных слуг.
3. «Имбирь и лимоны» - не думала, что в 16 веке на Руси были в ходу эти продукты.
4. «Заячьи потрошка», «лебяжьи потрошка», «пупки», «языки», «желудки», «почки» - внутренности животных очень активно использовались на столе далеко небедных людей. Хотя, наверно, все это – деликатесы.
5. Во все посты, даже в Великий, по воскресеньям рекомендуется готовить рыбные блюда, а по субботам употреблять икру. В том числе стерляжью (черную, значит). Церковный же устав в Великий пост рыбу разрешает есть два раза – на Благовещение и Вход Господень в Иерусалим, а икру один раз, в Лазареву Субботу.
6. Описанный до мельчайших подробностей свадебный обряд – очень продолжительный и какой-то муторный. Молодых оставляют «делать дело, от которого родятся дети» всего часа на два, а потом – опять одевают и т.д.
7. Женщинам «Домострой» рекомендует ни одного часа сидеть без рукоделия. Хотя это неудивительно – во времена, когда одежда изготовлялась дома, это было жизненно необходимо.
8. Много внимания уделяется хранению обрезков от тканей, починке старой одежды – ее рекомендуется отдавать нищим.
9. Горячительные напитки использовались повсеместно даже женщинами. Так что целомудренный автор «Домостроя» не рекомендует женщинам, собираясь в компании, увлекаться ими.
10. Много раз повторяется: «Все чисто, все пересчитано, все под замком». Конечно, ничего плохого в этом нет, особенно если учесть, что в доме находятся, допустим, десятки слуг, но – вызывает улыбку.
11. Много говорится о том, что целовать иконы нужно задержав дыхание и не причмокивая, что за столом нельзя ковырять в носу, что сморкаться надо в сторонке. Тоже как-то так… интересно.
Итак, «Домострой» - очень любопытное произведение. Я бы даже хотела почитать его в бумажном варианте. Кроме назидания, он содержит множество сведений об устройстве быта богатых сословий на Руси, и будет интересен всем, кто интересуется русской историей.
Для себя я сделала два вывода:
Первый религиозно-политический и общий: далеко не все в «Домострое» соответствует духу «Евангелие». Например, Христос учил отдать тому, кто просит твою верхнюю одежду, отдать и рубашку, а «Домострой» предлагает нищим отдавать ветхое и заплатанное.
Но, с другой стороны, «Домострой» - книга не для подвижников духа, а для обычного народа. Можно сказать, христианские идеалы в ней адаптируются под восприятие людей, живущих в миру и берущих в расчёт мирские ценности.
В общем, «Домострой» способствовал укреплению христианского государства, а его внутренние противоречия, на мой взгляд, заложили основу того, что случилось в нашей стране в 20 веке.
Второй практически-бытовой и частный. Для устройства современного городского быта из «Домостроя» взять фактически нечего. Нет у меня ни мужа, ни многочисленной челяди, ни амбаров, ни клетей…
А если бы у меня все это было, боюсь, я бы чокнулась, и никакой «Домострой» бы не помог!