Кто же полюбит такого бегемотика?
В начале XX века английский кинематограф находился в зачаточном состоянии. Кино считалось не искусством, а развлечением низших слоев общества. В кинотеатрах шли американские фильмы. Решив сэкономить на гонорарах, американцы после Первой мировой войны начали снимать свои фильмы в Англии. Об открытии в Лондоне киностудии писали в газетах, и Хичкок решил не упустить свой шанс.
За одну ночь он нарисовал серию иллюстраций к фильму «Печать сатаны», но, заявившись на студию, узнал, что планы киношников изменились и теперь они собираются снимать фильм «Зов юности». Ну что ж... Прибежав домой, Хичкок изобразил на бумаге вместо чертей нечто романтическое -- и его приняли дизайнером титров. Наконец-то он попал в святая святых -- мир кино! Конечно, пока он только рисовал титры ко всем фильмам, выпускаемым компанией Famous Players-Lucky, но зато он перестал работать электриком и кино стало для него всем -- он о нем читал, он его смотрел, он приходил на студию раньше всех и засиживался допоздна, втихую мечтая о собственном фильме.
Когда студию взял в аренду родоначальник английского кинематографа режиссер Майкл Бэлкон, он был приятно поражен, увидев, насколько самоотверженно толстяк Хичкок предан кино. Казалось, он умел все: был ассистентом режиссера, дорабатывал сценарии, оформлял декорации, следил за костюмами и с энтузиазмом заявлял Бэлкону: «Нет проблем, я это сделаю». Но один из режиссеров студии, Грэхем Куттс, не был счастлив сложившейся ситуацией. Он прекрасно понимал, что этот толстый выскочка явно зарился на его место, и, к его досаде, Бэлкон явно отдавал предпочтение Хичкоку. Куттс понемногу сдавал позиции, вместо кино все больше времени и денег тратя на любовниц и посмеиваясь над Хичем: кто же полюбит такого бегемотика? Так что когда Альфред Хичкок объявил о своем намерении жениться, вся киностудия чуть не упала от удивления.
Невеста Хичкока, маленькая рыжеволосая Альма Люси Ревиль, была всего на один день младше жениха и работала на студии монтажером. Молодой Хич произвел на нее сильное впечатление: он явно был умен, талантлив -- и уж точно не такой как все. Альма нравилась Хичу давно, но позволить себе сделать предложение женщине, которая делает более важную работу, чем он, Хич не мог... пока не стал постоянным ассистентом режиссера. Поехав вместе с Альмой в Европу на поиски натуры для фильма «Грехопадение ханжи», Альф предложил руку и сердце мисс Ревиль на борту корабля. «Почему бы и нет, -- подумала Альма. -- Я в него не влюблена, но он забавный».
33 несчастья
После помолвки молодые, отнюдь не охваченные пламенной страстью, продолжали жить каждый со своими родителями и встречались только на работе. В 1924 году Майкл Бэлкон по дешевке купил разорившуюся студию в Ислингтоне и основал собственную компанию Gainsborough Pictures. Сначала он по-прежнему поручал съемку фильмов Куттсу, но напряжение между Куттсом и Хичкоком вскоре достигло апогея, и Бэлкону пришлось выбирать. Чаша весов склонилась в пользу Альфреда, и Бэлкон от греха, то есть от Куттса подальше, в 1925 году отправил начинающего режиссера на немецкую студию в Мюнхен. Прихватив с собой Альму в качестве ассистента режиссера, Хич отправился навстречу славе. Правда, этот путь оказался тернистым.
Неприятности начались, когда съемочная группа поехала в Геную на натурные съемки. Во-первых, американский актер Майлз Мендер чуть было не опоздал на поезд, во-вторых, перед самой границей оператор уговорил Хичкока не декларировать камеру и пленку, чтобы сэкономить на таможенных пошлинах, а дотошные таможенники 10 тысяч фунтов пленки нашли и конфисковали. В результате все деньги съемочной группы ушли на покупку новой пленки, а личные деньги Хичкока украли из гостиничного номера. И в довершение ко всем переживаниям режиссера одна из актрис отказалась прыгать в воду, объяснив Альфреду, что у нее критические дни. Воспитанный в строгой католической семье, режиссер понятия не имел, что это такое, и ему, к своему стыду, пришлось при всех выслушать лекцию об особенностях женской физиологии. Но это было еще не все!
Вернувшись в Мюнхен для монтажа, режиссер попал прямо в бордель, куда его с невестой отвела американская актриса Нита Налди. Альма до того смутилась от вида полуобнаженных красоток, что вцепилась в рукав жениха и попросила его уйти. Режиссер мало интересовался женскими штучками, так что когда одна из вечеринок переросла в бал неприличия, он мужественно отказался, и ему пришлось наблюдать утехи присутствующих дам -- как раз в тему названия фильма «Сад наслаждений», который снимал Хичкок. Альфред закончил картину, но несмотря на благоприятные отзывы критики, продюсер не выпустил фильм на экран, решив, что слишком уж он странный.
"Мой муж не красавчик, но талантливый"
Расстроенный Хич задепрессировал, перестал встречаться с Альмой и вернулся под теплое крылышко матери, но его лицо день ото дня становилось все угрюмее: дело в том, что в апреле 1926 года Майкл Бэлкон предложил ему экранизировать роман Мэри Беллок Лаундес «Жилец». В студии Хич опять столкнулся со своим давним врагом Куттсом. «Он думает, что если отрастил усы и снял самого себя в крошечном эпизоде своего жалкого фильма, причем со спины, -- это принесет ему известность? Просто смешно. А сюжет фильма а-ля Джек Потрошитель... Какая ерунда!» -- решил Куттс и начал рассказывать всем, что фильм молодого режиссера, мягко говоря, дерьмо. Перед главным просмотром Хичкок взял Альму за руку, и они целый день бесцельно бродили по городу...
Получив приговор от критиков, что фильм ужасен, Бэлком решил, что единственный шанс спасти, по его мнению, хорошую картину -- это немного ее подрезать и показать прессе. Через месяц заголовки газет кричали о том, что только что вышел лучший британский фильм всех времен и народов. Какое напряжение сюжета! А игра света и тени, которая скрывает от зрителя убийцу! Что за молодец этот Хичкок! Это была победа. Бэлком потирал руки -- и тут же на волне полученного успеха выпустил на экран «Горного орла» и «Сад наслаждений». Теперь зрители проглотили и эти не самые удачные фильмы Хичкока.
Наконец Альфред обрел уверенность и со спокойной совестью мог исполнить то, что он вписал в свою записную книжку еще три года назад -- жениться на Альме. 2 декабря 1926 года после скромной церемонии в церкви они отправились в свадебное путешествие. Альма была счастлива. Конечно, ее муж не красавчик, но он талантливый и, слава богу, не падок на женщин. Например, в Париже, куда они заехали по пути в Швейцарию, Хичкоки встретили Ниту Налди, которая когда-то затащила их в бордель. Теперь же она, несмотря на то, что рядом с ней был пожилой кавалер, все время строила Альфреду глазки и в конце концов втянула супругов в дикую пьянку.
На следующее утро бледная от похмелья Альма поставила мужу условие: «Мы немедленно уезжаем из Парижа!» Хичкок послушно достал чемоданы -- умеющий нагнать страха на зрителей режиссер дома был подкаблучником у своей маленькой, но энергичной жены. Супруги уехали на швейцарский курорт Сен-Мориц и очень приятно провели там время до Рождества: катались на санях, ходили в казино, пили горячий какао в местных кафе и заказывали в номер самое дорогое вино.
Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Наталья Войченко (с) "Лилит"